«Преступление и наказание» в Одном театре: Цой жив, Достоевский бессмертен,

Все мы любим сериалы. Даже тот, кто говорит, что никогда их не смотрит, нет-нет да и «провалится» в какой-нибудь очередной шедевр от Netflix или HBO. Главное, чтоб не от телеканала «Россия», хотя мы, конечно, никого не осуждаем. Некоторые сериалы сегодня по части популярности влегкую «уделывают» большое кино, про театр уж промолчим… Хотя нет, молчать не будем — 2 мая театр нанес ответный удар. Один театр выпустил первую часть спектакля-сериала «Преступление и наказание».
Режиссером выступил заслуженный артист Кубани Арсений Фогелев, но программка предупреждает, что были и сорежиссеры — Карим Армадов, Дарья Женихова, Мария Ступченко, Ксения Мальцева, Денис Пиксаев, Аркадий Фанян и Богдан Галась. А так как они же и исполнили все роли, можно предположить, что «Преступление и наказание» создавался этюдным методом, и каждый был сам себе шоураннер.
Может, именно поэтому даже второстепенные персонажи обзавелись яркими характерами, которые порой диссонируют с тем, что придумал для них Достоевский, но зато более логичны и понятны сегодняшнему зрителю. Кстати, старушка-процентщица Алена Ивановна (Мария Ступченко) с ее когтями, черной вуалью и зловещим шепотом так впечатляет, что хоть спин-офф в жанре хоррор про нее сочиняй. Какую-нибудь «Петербургскую историю ужасов», почему нет.
За сценографию отвечал художник Константин Соловьев, который известен краснодарским зрителям работой над четырьмя спектаклями в драмтеатре. Кстати, два из них как раз по Достоевскому — «Записки из Мертвого дома» (режиссер Дмитрий Егоров) и «Двойник» (режиссер Ярослав Рахманин). Остальные два — «Космос» (режиссер Арсений Фогелев) и «Бесприданница» (режиссер Тимур Насиров). Кто видел эти постановки, уже понял, что качественный визуал в «сериал» подвезли. Добавлю, что художник по свету — Мария Панютина, чтобы заодно не осталось сомнений и в том, что на спецэффекты создатели не поскупились. На юморе тоже не экономили, за что отдельное спасибо. Кстати, очень надеюсь, шутка про качество преподавания сценречи в «кульке» не была эксклюзивом для генпрогона.
Не хотелось, но пришлось
Основным саундтреком этой «серии» стала «Пачка сигарет» Виктора
Цоя. Невозможно удержаться и не провести параллель между «Цой жив»
и «Протестую! Достоевский бессмертен!» (М. Булгаков «Мастер и
Маргарита»)… Но не суть! Суть в том, что сколько бы герои под
аккомпанемент скрипки (личное: Мария Ступченко со скрипкой —
отдельный вид удовольствия) и подрасстроенного пианино «Кубань» ни
выводили: «…все не так уж плохо на сегодняшний день», определяющей
остается совсем другая фраза — «и никто не хотел быть виноватым без
вина, и никто не хотел руками жар загребать». В общем, позволю себе
дать название этому эпизоду: «Не хотелось, но пришлось».
«Не хотелось» начинается с самого «предисловия»: за столом при
свечах и бутылках сидит компания и читает газету. О зверском
убийстве двух пожилых дам неким раскольником Чистовым слушать
никому особенно не хочется, однако все равно читают. Это, как вы
понимаете, та самая история, которая вдохновила Достоевского на
создание сюжетной линии Родиона Раскольникова. А вот, кстати, и он
сам.
Бывший студент Родион Романович Раскольников (Карим Армадов) пребывает в крайне затруднительном положении и на дне чернейшей депрессии. Болезненно худой, в нелепом цилиндре из газеты он не задается вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею?» (ни разу за весь спектакль эта фраза не прозвучит), шарахается от топора, который ему постоянно подсовывают, и на убийство идет просто потому, что выхода другого нет. Маленький человек, живущий в шкафу (отдельные аплодисменты художнику за каморку Раскольникова), не делит людей на «тварей дрожащих» и «властелинов», он не хочет никого убивать, но вот уже седьмой час (цифру семь символизирует все тот же топор, но зря я ждала шутку про портвейн), а огромная дверь, из-за которой тянутся когтистые ручки процентщицы Алены Ивановны, сама выплывает из темноты. Не хочется, а куда деваться?
Дуне Раскольниковой (Дарья Женихова) вообще не хочется идти замуж
за Лужина (Денис Пиксаев), но что поделаешь, если со Свидригайловым
(Аркадий Фанян) так неловко получилось… Кстати, в спектакле Дуня
далеко не такая безобидная ромашечка и невинная мученица, как в
романе, и это радует — двух жертвенных овечек Сони Мармеладовой и
Лизаветы (Ксения Мальцева) вполне достаточно.
Пульхерии Александровне (Мария Ступченко) вся эта история с
харрасментом от Свидригайлова, токсичным «благодетелем» Лужиным,
подмоченной репутацией дочурки и сыночком-неудачником тоже явно
поперек горла, но — вот именно, не хотелось, а приходится все это
разгребать и писать длинные письма. Очень длинные. Особенно, если
разорвать и читать в произвольном порядке.
И чиновнику Мармеладову (Дарья Женихова) не хочется быть вечно
пьяной скотиной, которая кошмарит жену и детей, но как-то само
получается. А уж Соня Мармеладова (Ксения Мальцева) и подавно не
хотела «строить карьеру» ночной бабочки, но с ней, в принципе, и
без объяснений все понятно. Да и следователям как будто вообще не
хочется возиться с двойным убийством и неврастеником-студентом,
который то и дело в обморок падает, но — «Порфирий, у нас труп,
даже два, однозначно, криминал, лови извозчика!».
В общем, три с лишним часа (антракт предусмотрен) мы наблюдаем, как
проклятые обстоятельства не дают людям быть хорошими, жить достойно
и счастливо, жалеем доведенного до ручки (сначала в переносном, а
потом и в прямом смысле — до дверной) Родиона Романовича и
понимаем, что никакая пачка сигарет не сделает для героев
сегодняшний день не таким уж плохим. Это был паршивый день. А
завтра, то есть в следующей серии, персонажам станет еще хуже.
О том, что серия эта должна случиться, говорит не только «часть 1» в названии, но и то, что показали нам лишь историю преступления. Будем ждать расследование, наказание, раскаяние, покаяние и еще больше безумия. Порфирий Петрович, жгите! Родион Романович, держитесь. Соня… Ну, сами знаете, что делать.
Так что же в итоге? Смотреть или не смотреть? Смотреть, если хотите увлекательный аттракцион с качественной «достоевщиной», абсурдом, яркими актерскими работами, стильной сценографией и интересной режиссерской подачей. А вот пытаться обмануть судьбу и вести на спектакль школьника, которому только предстоит знакомство с романом, «чтобы все понял и можно было не читать» — не лучшая идея. Если дитя перескажет учителю то, что увидел и понял из спектакля, у него есть все шансы выслушать разнос с рефреном «Достоевский не это имел в виду!». Читать все равно придется, но спектакль от этого хуже не становится.
Начинаем ждать вторую серию, которая пока неизвестно, когда
случится. Кстати, а не сделают ли в итоге «Double Достоевский», как
было некогда в драмтеатре с «Double Пулинович»? Тогда спектакли
«Как я стал» и «Жанна», объединенные в один проект, играли два дня
подряд. В принципе, схема рабочая, почему бы и не «оформить
подписку» на весь сезон Достоевского?
|
</> |