"Преступление и наказание" 2024: тварь дрожащая или право имеет?
irinatrubacheva — 14.11.2024Современный Родион Раскольников - бедный студент, который бродит по улицам Петербурга в плаще, худи и с наушниками. Соня Мармеладова работает в борделе, чтобы прокормить семью с больной матерью и отцом-алкоголиком. Семейство Свидригайловых - олигархи из Томска. Сестра Раскольникова, Дуняша, работает у них няней. Ее домогается порочный глава семейства, а его жена об этом знает. Старуха-процентщица выдает микро-кредиты под залог драгоценностей и всяких винтажных вещиц.
Новый персонаж - Чорт (через о)
Чорт, или Тень, - персонаж, которого в "Преступлении и наказании" Достоевского нет. В сериале он материализуется рядом с героями, когда им хочется сделать какую-то гадость и надо этот свой поступок оправдать, мол, не я, чёрт попутал. Особенно Чорт полюбил Раскольникова и подбивает его убить старуху-процентщицу, что тот и осуществляет. Кстати, актер, играющий Чорта, Борис Хвошнянский, здорово похож на Роберта Дауни-младшего, иногда возникает ощущение, что это он и есть.
Вольный перевод и додуманные линии
Очевидно, что сериал "Преступление и наказание", 4 серии которого (осталось еще 6) уже выложены на Кинопоиске, - вольная интерпретация романа Достоевского. Герои здесь говорят на смешанном языке и легко переходят с цитат из романа на современный язык, сленг. Ко второй серии привыкаешь.
Сюжетные линии второстепенных героев расширены, где-то - додуманы. И это интересно, а главное - логично. Ведь, если оставлять только Раскольникова, старуху и следователя, то что там растягивать на 10 серий? Достаточно и одной-двух.
Страх и ненависть в интернете
В данный момент рейтинг на Кинопоиске - 5,8, многим хочется эту киноверсию романа растоптать или, как минимум, высказать свое фе. Это не Достоевский, извращенные фантазии и нарокоманский бред сумасшедшего - основные претензии и оценки. Возможно, люди ждали классики, а тут высокобюджетный артхаус. Но реакция все равно удивляет: даже если не понравилось, что ж так кипятиться-то? Каждому - своё.
Отсылки и достоевщина
То, что я увидела, было необычно, но совсем не сложно для понимания. Иногда забавно, иногда не очень приятно, часто красиво и сюрреалистично. В петербургских сценах мрачновато, болезненно, страдательно, близко к тому, что называют - достоевщина.
А огромное поместье Свидригайловых, наполненное роскошью и слугами, напомнило фильмы Паоло Соррентино. И Юлия Снигирь этому еще больше способствовала, ведь она снималась в соррентиновском "Молодом Папе" с Джудом Лоу.
В линии Раскольникова есть явные отсылки к "Брату": герой готовится на дело с той же основательностью, с которой Данила Багров изготавливал самопальное оружие. Так что, когда в кадре появляется кассета с фильмом "Брат", хочется сказать: да уже поняли, поняли!
Из интересных странненьких персонажей отмечу хозяйку квартиры, которую снимает Раскольников, - Пашеньку (Мария Смольникова). Обстановка и наполнение комнаты этой дамочки - смешит, шокирует и даже пугает. Очень в духе Достоевского.
Две Сони Мармеладовых
Первую играет юная Диана Енакаева, вторую - Алёна Михайлова. Первая в кадре до рокового момента, когда она впервые продала себя, вторая - после. Ход вполне оправданный: показано, что героиня меняется, а кроме того - первой актрисе еще нет 18-ти, так что постельные сцены берет на себя девушка постарше.
Ловко обошли авторы фильма и еще один запрет: когда в кадре два женских персонажа вот-вот поцелуются, в последний момент один из них становится Чортом, то есть мужчиной, а значит, закон о пропаганде ЛГБТ не нарушен.
А что же Раскольников?
Очень даже неплохой Раскольников получился у Ивана Янковского. С правильными изначально установками, но с поломанной психикой. То разговаривающий с самим собой (Чортом), то проваливающийся в бредовые сны, и постоянно повторяющий - "Я не вошь!".
На его фоне товарищ по учебе Разумихин (Тихон Жизневский) - воплощение доброты и адекватности, хотя Раскольников его постоянно от себя гонит. Следователь Порфирий Петрович пока не раскрылся, очевидно, в следующих сериях его будет больше.
Смотреть - не смотреть
Не смотреть любителям сугубо классических постановок. Не смотреть тем, кто любит, чтобы все было по книге - от цитат до внешнего вида героев. Не смотреть тем, для кого артхаус - ругательное слово. Не смотреть тем, кто не любит современный театр. Смотреть молодым, которые недавно прочитали "Преступление и наказание". Смотреть тем, кто готов принять необычное. Смотреть тем, кто разрешает режиссеру додумывать классику.
Мне любопытно, что будет дальше. И я считаю, что эта киноверсия "Преступления и наказания" право имеет!
Еще об интересном и зрелищном российском кино последних лет:
|
</> |