Престон о фрегатах типа "Амазон" (тип 21)
sergiovillaggio — 08.04.2021Давая оценку британским послевоенным фрегатам типа 21, Престон остается верен себе. Едва ли не большая часть текста посвящена не им, а американским кораблям, причем в качестве главного недостатка акцент делается на надстройках из легких сплавов. Впрочем, это не помешало ему включить «Амазон» в число худших...
Проект не должен был подвергаться осуждению после гибели «Ардента» и «Антилоупа»; ибо очевидно, что такая же участь ждала любой корабль сходного водоизмещения. Хотя все корабли страдали от плохой погоды, тип 21 показал себя хуже всех. Также он подвергся суровой критике за алюминиевые надстройки, хотя они не были основным фактором, приведшим к гибели этих двух кораблей. Однако конструкторы должны были это предвидеть. «Амазон» серьезно пострадал от пожара в Сингапуре, когда его легкосплавные трапы расплавились, не дав возможности пожарным командам пробраться к очагам для тушения. Куда более опасной, однако, являлась тенденция панелей из легких сплавов раскалываться от взрывов, посылая массу осколков во внутреннее пространство.
Судьба американских больших эскортных кораблей «Уорден» и «Белкнап» показала, насколько опасными могут быть легкие сплавы. «Уорден» у берегов Вьетнама стал жертвой «дружеского огня» в виде противорадиолокационной ракеты «Шрайк» с самолета, летевшего высоко над ним. Ракета угодила в корабельный поисковый радар и взорвалась поблизости. Мелкие осколки и поражающие элементы боеголовки превратили надстройки в решето, а те породили сотни осколков, поразивших ключевые посты управления. Все системы, за исключением силовой установки, вышли из строя, сделав «Уорден» слепым и беспомощным. «Белкнап», сопровождая авианосец на Средиземном море, протаранил его спонсон, перебив трубопровод для заправки самолетов, и был залит разлившимся топливом. Возникший пожар почти полностью расплавил надстройки «Белкнапа», хотя стальной корпус при этом не пострадал.
В результате всех этих аварий и катастроф легкие сплавы стали удаляться с боевых кораблей. После публичных дебатов конструкторы Королевского флота были оправданы, а эксперимент с передачей разработки проектов коммерческим верфям никогда более не повторялся. Одно из важнейших отличий между коммерческим и официальным проектом является то, что коммерческие конструкторы используют имеющееся вооружение, объем и вес которого хорошо известен. Обычно они полагают, что заказчик произведет крайне мало изменений на корабле за время его службы, и не учитывают возможности получения боевых повреждений. В противоположность этому, официальные конструкторы вынуждены руководствоваться техническим заданием, в которое зачастую закладываются новые системы вооружения, которые на поверку оказываются объемнее и тяжелее, чем первоначально предполагалось. Это привело к созданию гораздо более крупных и лучше вооруженных фрегатов типа 22, а четыре погибших корабля – два эсминца типа 42 и два фрегата типа 21 – были заменены четырьмя более мощными фрегатами типа 22.
Американский флот также отказался от легких сплавов в надстройках. Точкой перелома стали большие эсминцы типа «Арли Бёрк» (DDG-51) – они оказались первыми за много лет кораблями, построенными с полностью стальными надстройками.
|
</> |