Прерванный список, или особенности учёта по-шотландски
picturehistory — 05.02.2021Людская страсть к поиску виноватых не имеет пределов. Равно как и стремление к переписыванию реальности. В этой связи предлагаю сегодня взглянуть на удивительный мир, в котором живёт достаточно большое количество людей. Речь о шотландцах и шотландском сепаратизме.
Ранее мы рассматривали дырявый реестр французских монархов и списки претендентов-последователей на пустующий по сей день французский трон. Благодаря развитию своей истории и довольно быстрому процессу централизации Франция сумела погасить любые сепаратистские тенденции на глобальном государственном уровне, оставив, тем не менее, тлеть эти процессы на уровне локальном, национальном – здесь, в первую очередь, вспоминаем о сепаратизме провансальском, бретонском, баскском и, разумеется, корсиканском. В Великобритании же совершенно иная история – шотландский сепаратизм, зародившийся в самом конце XVII века, живёт и здравствует по сей день. Изменился лишь рецепт соуса, под которым это блюдо сервируют населению заинтересованные господа – сейчас это республиканские ценности, хотя всего несколько десятилетий назад они были совершенно монархическими. И этот монархизм жив до сих пор, хотя и перестал был главным ингредиентом для соуса «шотландский сепаратист». Так что сегодня разбираем рецепт под названием «якобизм».
Не путаем якобизм с якобинством. Якобиты не имеют ничего общего с якобинцами – группировкой психопатов-революционеров, захвативших власть во Франции в конце XVIII века и переубивавших друг друга в борьбе за власть. Грубо говоря, якобиты – это сторонники монархической католической идеи в Великобритании, поддерживающие претендентов из низложенного рода Стюартов в качестве законных королей не только Шотландии, но и Англии, то есть всей Великобритании.
Мысль об этой причуде истории возникла, когда я взглянул на школьный учебник по всеобщей истории для седьмого класса. Там, как ни странно, довольно подробно разбиралась Славная революция на Британских островах, про которую в мою бытность школьником не упоминалось ни слова. А дело было так – в 1688 году протестантская олигархия в союзе с крепнущими масонскими ложами устроила в Англии революцию, которую впоследствии окрестили Славной. Суть её состояла в низвержении короля Якова II из династии Стюартов, открытого католика, и возведении на престол его дочери Марии совместно с её супругом, голландским штатгальтером Вильгельмом Оранским.
Стюарты – один из древнейших и самых уважаемых родов в Европе. Зародился в XI веке в Бретани – его первые представители упоминаются в свите Вильгельма Завоевателя, нормандского герцога, ставшего королём Англии в 1066 году. Когда нормандская династия в Англии пришла в упадок, они поддержали проигравшую борьбу за трон претендентку Матильду и, в результате, обосновались в Шотландии при дворе тамошнего короля. С тех пор Стюарты – лидеры шотландской знати. Породнившись в XIV веке с королевской династией Брюсов, после её пресечения они заняли трон Шотландии, на котором восседали до 1603 года. Предпоследняя их представительница на шотландском престоле, знаменитая королева Мария, будучи правнучкой английского короля Генриха VII и внучатой племянницей Елизаветы Девственницы, претендовала и на английскую корону, в результате чего лишилась головы. Её сыну, Якову VI, предстояло потом занять этот самый английский престол после смерти «выданной замуж за Англию» Елизаветы.
Так Стюарты стали королями одновременно и Шотландии, и Англии. Но не забываем, что шотландцы – католики, а англичане, благодаря безмерным амбициям и неуёмным аппетитам до женщин Генриха VIII, протестанты. Получилось, что в протестантской Англии воцарился католический король. Это стало формальным поводом для революции XVII века, когда сын Якова Карл I был публично казнён за «измену родине». По прошествии революционных лет население перебесилось, а олигархия вкупе с масонами решила, что эксперименту нужен тайм-аут, в связи с чем Стюартов вернули на трон и даже терпели открытую католичность Карла II и его брата Якова II. Но, когда на горизонте забрезжило создание нового масонского государства за океаном, им потребовалась абсолютно лояльная и смирная Британия, а католические короли в эту систему никак не вписывались. Отсюда произошла и Славная революция, и низложение Якова, и воцарение его совершенно блёклой дочери Марии II и её голландского супруга Вильгельма III. Он, кстати, тоже был Стюартом, но по матери, и двоюродным братом собственной жены. Так что с потомством у них не сложилось. Мария вскоре умерла, и Вильгельм остался царствовать на островах один, заложив основы той Великобритании, которую мы имеем сегодня.
А что же низложенный Яков II? Он бежал из Лондона во Францию, где получил полную поддержку Людовика XIV и Сен-Жерменский дворец в предместье Парижа. Вот оттуда и начинает свой путь якобизм, названный по имени Якова. Заметим, что на тот момент Англия и Шотландия всё ещё были разными государствами, и их общий король получал два порядковых номера – согласно английскому и шотландскому реестрам. Поэтому Яков был Вторым только в Англии – в Шотландии он именовался Яковом Седьмым. Он не признал своего низложения и начал вести активную подрывную деятельность на островах через своих сторонников, коих обреталось великое множество не только в Шотландии, но и в Ирландии. Послушный Уэльс, как водится, мирно помалкивал. Англичане в ответ организовали легализацию унии Англии с Шотландией, объявив следующую дочь Якова после бездетной смерти Марии и Вильгельма королевой Великобритании. С рождением новой страны родилось и одно из самых сильных и долгоиграющих сепаратистских движений в истории.
Сляпанная наспех масонами уния во главе с королевой Анной Стюарт не была признана якобитами, однако получила прекрасную подстраховку – Вильгельм III успел сделать замечательный подарок в виде Акта об устроении, согласно которому в Великобритании любое наследование престола по католической линии запрещалось. Таким образом, юридически прямая линия Стюартов лишилась прав на обе короны, а после смерти бездетной Анны в Лондон пригласили царствовать Ганноверского курфюрста Георга из древнего рода Вельфов, который доводился Стюартам дальним родственником по матери и был отменным лютеранином. Никто даже не обратил внимания, что новый король Великобритании ни слова не знал по-английски – какая разница? Тем более, что такое Англия уже проходила (например, знаменитый Ричард Львиное Сердце тоже не знал ни слова по-английски и всю жизнь разговаривал исключительно по-французски). Якобиты ответили активными действиями.
Собственно, низложенный король Яков оставался символом движения до своей смерти в 1701 году. После него партию возглавил его сын, бывший принц Уэльский Джеймс Фрэнсис Эдвард, вставший во главе нового списка британских монархов, про который сейчас не говорят. В отличие от Франции, где в реестре монархов имеются не только альтернативные продолжения, но и прорехи, британский список дырами не страдает, но имеет такую же иную версию, причём со своей спецификой, делясь на реестры английский и шотландский. Бывший принц Уэльский открывает его под именем Якова III в английской версии и Якова VIII в шотландской. Он прожил долгую жизнь – почти восемьдесят лет, и всю её положил на попытки вернуть свой трон. Его сын, прозванный якобитами Красавчик принц Чарли, даже совершил нападение на острова, попытавшись добиться прав на своё наследство силой. И, хотя якобиты и были разбиты в Каллоденской битве в 1746 году, а Чарли вновь бежал во Францию, это заставило очень сильно поволноваться британские ложи. Начались конкретные репрессии против шотландского населения, что и погасило вскоре якобитский пыл.
«Старый претендент» Яков и «молодой претендент» Чарли имели грандиозную поддержку среди католических государей Европы. Те, чувствуя, что троны их плавно начинают уплывать благодаря крепнущему в Англии масонству, стали хвататься за любую возможность насолить британцам. Именно поэтому все военные акты якобитов финансировались французской и испанской коронами, а также папой. Но, когда Яков умер, Чарли остался один, а интерес к нему среди европейских монархов резко упал – теперь они старались каждый спасти своей трон по отдельности, хотя судьба их уже тогда была предрешена.
Каллоденская битва – последнее серьёзное вооружённое столкновение на Британских островах. С тех пор британцы воюют исключительно на чужих территориях. Красавчик принц Чарли после этого больше ни разу не появился на родине, что породило грустную песню, которую слышал, наверное, каждый, и которую сейчас так любят распевать в Америке, совершенно не понимая её смысла – «My Bonnie lies over the ocean». Чарли значится в альтернативном списке как Карл III и для Англии, и для Шотландии. Наследников он не оставил, поэтому следующим в списке стал его брат кардинал Генри Бенедикт, почти всю жизнь проживший в Италии, и известный как Генрих IX в Англии и Генрих I В Шотландии. Он умер в 1807 году, когда Европа уже полыхала в огне наполеоновских войн, и на Стюартов с якобитами всем было уже глубоко наплевать.
Собственно, самим потомкам Стюартов уже тоже было всё равно – расклад в мировой политике изменился к XIX веку до неузнаваемости, и британский трон уплыл далеко и навсегда. Но остались якобиты! Это движение, превратившееся теперь в монархический протест шотландцев и ирландцев против англичан (а, как известно, чтобы стать национальным героем Шотландии или Ирландии – надо убить как можно больше англичан), переродилось в нечто вроде закрытого клуба, поскольку кельтский сепаратизм на Британских островах вскоре приобрёл общественно-политический оттенок, приняв в Ирландии форму Шинн Фейн и впоследствии ИРА, а в Шотландии – Шотландской национальной партии. Якобиты же существуют по сей день, продолжая собираться и обсуждать гипотетическое возвращение старой династии на трон. Словом, живут, как французские легитимисты, орлеанисты и бонапартисты, в своём мире.
Мир этот после смерти кардинала Генри Стюарта стал ориентироваться на итальянскую ветвь савойско-сардинских королей, которые происходили по женской линии от казнённого Кромвелем короля Карла I. Так в списке появились Карл IV, Виктор I и Мария III по английскому счёту и II по шотландскому. Эта Мария вышла замуж за герцога д’Эсте, и право наследования трона якобиты передали их потомкам. Так к списку добавились Франциск I и Мария IV по английскому счёту и III по шотландскому.
Последняя Мария на излёте Первой Мировой войны стала в результате замужества королевой Баварии, и утратила свою корону после поражения Германии в 1918 году. Её сын Рупрехт, наследник баварского престола, был объявлен якобитами Робертом I, законным королём Англии, и Шотландии, где его именовали уже Робертом IV. Мифические права у него наследовал его сын Альберт I, скончавшийся в 1996 году. Сейчас якобиты считают королём его сына Франциска II. Поскольку детей у него нет, наследование перейдёт к его младшему брату Максу, далее к его дочери Софии, а от неё к князю Йозефу Лихтенштейнскому, её сыну. К слову, князь Йозеф – первый за последние триста пятьдесят лет якобитский претендент, родившийся на территории Великобритании, это случилось в 1995 году и свидетельствует о полном мире между династией правящей и династией мифической.
Шотландский сепаратизм жив и никуда не собирается уходить. Имея широкую общественно-политическую базу в лице республиканской парламентской партии, он продолжает тлеть и в виде католическо-монархического камина, пускай и иллюзорного. Причём во всех своих «бедах» и те, и другие винят исключительно англичан. Некоторые якобиты поддерживают в качестве претендентов другую династическую линию, однако её шансы на возвращение престола ещё более призрачны. Нас же скоро ожидает, судя по всему, самое громкое отречение последних лет – речь о Елизавете II. Даже отречение короля Хуана Карлоса в Испании не имело такого резонанса, каковой последует после передачи короны принцу Чарльзу. А вот какое тронное имя примет он… Говорят, он назовётся Георгом VII, поскольку оба короля с именем Карл в английской истории имели репутацию не очень – Первый казнён, Второй ещё хуже – католик. К тому же про «младшего претендента», Красавчика принца Чарли, многие ещё помнят. Так что официального Карла III не будет! Он останется только в легендах и замечательной песне…