Премьера дня. 125 лет тому назад
pro100_mica — 29.10.2021Пьеса шлепнулась и провалилась с треском. В
театре было тяжелое напряжение недоумения и позора. Актеры играли
гнусно, глупо. Отсюда мораль: не следует писать пьес... ...Театр
дышал злобой, воздух сперся от ненависти, и я, по законам физики,
вылетел из Петербурга как бомба. Никогда больше не буду пьес этих
ни писать, ни ставить, если даже проживу семьсот лет... Так
писал на следующий день после премьеры 29 октября 1896 года
пьесы Чайка на сцене Александринского театра в
Санкт-Петербурге расстроенный Антон Павлович Чехов.
Чехов чувствовал, что дело идёт не совсем
хорошо: репетиций было мало, за пять дней до премьеры половина
исполнителей читала роли по тетрадкам, Чехова коробил всякий
фальшивый звук актеров, казенные интонации. Утром в день премьеры,
встречая сестру Марию на Московском вокзале, был угрюмым и суровым,
и идя по перрону, покашливая, говорил ей: Актеры ролей не
знают. Ничего не понимают. Играют ужасно. Одна Комиссаржевская
хороша. Пьеса провалится. Напрасно ты приехала.
Пьеса была написана в 1895–1896 годах во флигеле
в усадьбе Мелихово
Флигель в усадьбе Мелихово, где была написана
Чайка
Братья Чеховы
Антон Павлович писал пьесу вопреки всем правилам
драматического искусства и называл её трагичнейшей комедией в
русской комедиографии. В письме к Суворину от 2 ноября 1895
года он отмечал: ...Можете себе представить, пишу пьесу...
...Пишу ее не без удовольствия, хотя страшно вру против условий
сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта,
пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало
действия, пять пудов любви...
Одной из причин провала было то, что премьера пьесы была приурочена
к бенефису популярнейшей комедийной актрисы того времени Елизаветы
Левкеевой, для которой роли в постановке Чехова не нашлось.
Соответственно на бенефис собралось много зрителей, поклонников
Левкеевой. И не увидев комедии, а потом и своей любимицы, зрители
сначала стали недоумевать, а потом и вовсе роптать: из зала стали
слышаться недовольные реплики, шиканье и даже свист.
Комиссаржевская в роли Нины Заречной
В премьерном спектакле были заняты лучшие актёры
Петербурга тех лет. Однако даже это не спасло Чайку от
оглушительного провала. Чехов был очень удручен, он наблюдал за
действием из-за кулис, но, не дождавшись окончания представления,
ушёл.
Конечно, пресса на следующий день торжественно и с особенным
желчностью и злорадством писала о провале чеховской
Чайки. Рецензенты восклицали: Падение таланта,
Исписался.
Но были и такие, которым пьеса понравилась. В этот же вечер
писательница и журналистка Софья Ивановна Смирнова-Сазонова
записала в дневнике: ...Самый треск этого провала на сцене,
где всякая дрянь имеет успех, говорит в пользу автора. Он слишком
талантлив и оригинален, чтобы тягаться с бездарностями. По
окончании спектакля Чехову послал записку брат Александр: Я с
твоей Чайкой познакомился только сегодня в театре. Это чудная,
превосходная пьеса, полная глубокой психологии, обдуманная и
хватающая за сердце. С восторгом и крепко жму твою руку
Высоко оценил пьесу и Модест Ильич Чайковский. Он писал А.С.
Суворину после премьеры: За много лет я не испытывал такого
удовольствия от сцены и такого огорчения от публики, как в день
бенефиса Левкеевой
Несмотря на обет Антона Павловича Чехова не писать и не ставить
больше пьес, Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко удалось
уговорить автора разрешить ему показать драму ещё раз, на этот раз
на сцене МХТ. Своей триумфальной премьерой 17 декабря 1898 года
Московский Художественный театр реабилитировал чеховскую
Чайку, которая, как и другие пьесы Антона Павловича, с тех
пор не сходит с подмостков не только российских, но и зарубежных
театров.
|
</> |