Предания и пересуды
diak-kuraev — 14.03.2024 Теги: Кураев18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ
На ютьуб-канал к Серафиму пришел протоиерей Николай Емельянов, проректор по воспитательной работе ПСТГУ.
Для понимания его рассказов о себе важно знать то, о чем он не сказал:
Николай Емельянов женат на дочери ректора ПСТГУ Екатерине Воробьевой — и в силу этого он, конечно, не чувствует себя крепостным.
Тесть купил ему квартиру рядом с ПСТГУ — и это позволяет ему гордиться тем, что пешком ходит на работу.
Его брат прот. Алексей Емельянов — заведующий кафедры библеистики.
Иерей Иоанн Воробьев (сын ректора прот. Владимира Воробьева) — заместитель декана по воспитательной работе Богословского факультета.
Так что ПСТГУ — это семейный бизнес проект.
Но меня в этой видеозаписи заинтересовал мой любимый предмет: история преданий.
Как люди читают, слышат, понимают, передают расслышанное и понятое? Ведь православие это мир преданий и слухов (как правило анонимных). Требование проверять эти слухи встречается в штыки или игнорируется.
А тут предоставилась возможность зафиксировать ранний этап распространения очередного слуха.
Обсуждается классическая богословская тема о «власти ключей», т.е. о подчиненности Благодати решениям земной церковной администрации. Конкретно — о том, имеет ли административный указ о лишении сана «онтологические» последствия.
Емельянов старательно пробует уйти от этого вопроса, сведя разговор к психологической неизгладимости священного сана в душе его носителя (ибо понимает, что церковная история полна случаями восстановления в сане). И чтобы совсем упростить — предлагает подумать над случаем, когда священник сам оставляет служение по любой причине.
Но иллюстрацию он приводит лишь одну и вот такую:
Емельянов: Вот одного извергли из сана человека. Не буду его называть. От него требовалось просто чтобы он какую-то, на мой взгляд, мало принципиальную вещь, чтобы он с ней согласился, условно говоря. Я честно говоря, не помню, о чем шла речь. Потому что по мне абсолютно все равно, о чем там могла идти речь. И дальше человек этот написал в интернете, в фейсбуке что сижу я и рассуждаю и два помысла борются в нем. И дальше прям апостол Павел: один (помысл) мне говорит — «может, тебе смириться и спокойно написать, что просишь прощения и просишь тебя из сана не извергать и служить спокойно?», а второй говорит «а сколько я буду унижаться?! Ну может мне наконец дать понять всему миру, что так оно на самом деле?»
Серафим: Тогда позиция была не «сколько я буду унижаться», а человек совершил с его точки зрения евангельски нравственно верное действие, согласуемое с его совестью, а это ему вменяют в вину. То есть дело не в «унижаться», а в том, что он сделал правильное христианское действие сего точки зрения.
Емельянов: Ну в той ситуации даже сам этот человек так не мыслил. Значит, он предпочел священство этому
1 час 46 мин
https://www.youtube.com/watch?v=i9o_1JwOFDI&t=20s
Это про меня.
В январе 2021 года я публично раздумывал — подавать ли мне апелляцию на приговор, вынесенный мне в предельно хамской форме: без предъявления обвинения, без указания конкретных нарушенных канонов, без доказательств моей вины и в мое отсутствие.
и поместил в сети вот такой текст:
«Есть такой человек Андрей Кураев. Это я.
И вот я думаю, что нельзя оспаривать решение церковного суда.
Неважно, прав этот суд или нет, но надо просто принять это как волю
Божию.
Я точно знаю, что я плохой христианин и никакой диакон. У меня есть
свои мотивы так считать. У суда - свои. Аргументы у нас разные, но
выводы одинаковые. Поэтому приемлю и ничтоже вопреки глаголю...
Да и не в моем характере отстаивать что-то свое. Простите и
благословите...
А еще есть диакон Андрей Кураев. Это тоже я.
И вот я думаю, что надо оспорить решение церковного суда.
И это не ради себя, а ради правды, ради других людей, ради
осаживания тех, кто самим стилем своей жизни годами оскорблял мои
религиозные чувства.
Все от Бога, по Его Благому Промыслу.
Но, значит, и странности моего пути - тоже от Него. Он вложил в
меня некие таланты, некий опыт, некие знания. Для борьбы с
рериховцами? А вдруг чем-то другим я должен послужить Ему и Его
церкви?
При этом для диакона Андрея Кураева явка в суд на рабских условиях
неинформирования была формой признания их правил игры и
капитуляции.
А неявка переживалась мной как форма продолжения борьбы.
Теленок может не знать, чем закончатся его бодания с дубом. Но я
уже не теленок. И не считаю неизбежные шишки чем-то окончательным и
однозначно печальным. То, что я не стал мешать приговору, не
означает, что я с ним согласен. Просто это перенос прений в другие
условия.
Обжалование будет. Я буду просить повторного заседания суда - но
уже с открытыми картами».
https://diak-kuraev.livejournal.com/3200522.html
Серафим в пересказе Емельянова узнал меня и точно вспомнил ключевое слово «правда».
А Емельянов весь свой спич построил вокруг слова «унижение», которого не было в моем тексте.
Можно текст с упоминанием про «рабские условия» прочитать и как текст про «унижение». Это естественная замена.
Но почему из его восприятия и памяти стерлось упоминание о том, что «бодание» идет не ради личного удобства, а ради вообще сословия «униженных и оскорбленных» перед «владыками»?
Пока жив прот. Воробьев, клан Емельяновых принадлежит скорее к миру «владык». Так что перед нами типично классовое восприятие текста и классово мотивированная его интерпретация.
И так рождаются очень многие церковные предания и стандарты поведения.
|
</> |