­
­

Православный мир

топ 100 блогов congregatio11.01.2022 Исторически Православие всегда было не столько Церковью, сколько «православным миром», своеобразной православной «икумени». Такой православной «икумени» оно оставалось и тогда, когда распалось на множество национальных, этнических мирков. Сузился духовный горизонт, но не основное «самочувствие» Православия. Но самочувствие это всегда исключало категорию истории
/.../
Исторически центральной и определяющей в Православии всегда была категория не православия по существу, то есть Истины, а именно «православного мира», неизменного потому, что он православный, православного потому, что он неизменный. Поскольку же мир этот неизбежно и даже радикально менялся, то первым симптомом кризиса нужно признать глубокую шизофрению, постепенно вошедшую в православную психику: жизнь в нереальном, несуществующем мире, утвердившемся как реальный и существующий. Православное сознание «не заметило» крушения Византии, Петровской реформы, революции, не заметило революции сознания, науки, быта, форм жизни… Короче говоря, оно не заметило истории…
/.../
Но только это отрицание, это «незамечание» истории, конечно, не прошло, не могло пройти Православию даром. Вместо того, чтобы понять «перемены» и потому справиться с ними, Православие оказалось попросту раздавленным ими. На деле оно изнутри определено и окрашено и подавлено как раз теми «переменами», которые оно отрицает, определено неким «надрывом». Этот надрывный уход каждого — будь то к «Отцам», будь то к Типикону или же в католичество, в эллинизм, в «духовность», в русизм, в быт, в безбытность, но непременно уход, отрицание сильнее, чем утверждение, это цепляние за стиль, за форму, за букву, этот страх, пронизывающий православный «мир».
/.../
Эту страшную цену разложения мы платим за то, что сотворили себе кумира, сотни кумиров. За то, что в основном христианский опыт — «проходит образ мира сего» — не включили или, вернее, из него выключили — свой собственный «православный мир». И когда он, в греховном грохоте, распался, все хотим «восстановить» его и возродить. Эта почтительная, страстная возня с «Византией» и византийскими текстами, занимающими богословие. Эта мышиная суета юрисдикций, побрякивающих во все стороны канонами. Это желание покорить Запад самым спорным и скверным в нашем прошлом. Эта гордыня, это мелкое самодовольство, это «шапками закидаем». Все это страшно, и, может быть, страшнее всего, что никто этого страшного не видит, не чувствует, не сознает.

* * *
Это, если что, из дневников протопресвитера Александра Шмемана, аж 1974 год.
М-да.

Стабильность.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Благодаря титаническим усилиям арсенала демократии Талибан обладает теперь материально-техническим военным потенциалом большим, чем у 85% государств на планете: Доверие рождает ...
Россиянину за рубежом сейчас одновременно и сложнее, и легче, чем тому, кто находится в России. Сложнее, потому что за границей позиция его родной страны сейчас абсолютно undefendable. Никакой адвокат не возьмется ее защищать, поэтому Россия совершенно одинока в мире (пока недорого не ...
Друзья, настоятельно Вам рекомендую подписаться на новости официальных сайтов http://news.kremlin.ru/ (Президент России) и http://government.ru/ (Правительство России) Например, это важно, а ещё и полезно для кругозора чтобы черпать информацию из первоисточников и не получать втор ...
 Смысл России увидеть не национальную, а мировую идею.   Россия, как бы этого, кому-то не хотелось, никогда не была империей. Империей становятся государства, когда повержен последний самый сильный враг. Такого положения Россия не ...
Московский Драматический Театр имени Пушкина приглашает на спектакли в июне: 19:00/Основная сцена "Дом, который построил Свифт" , 8 июня (четверг) Евгений Писарев - лауреат премии "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучшая режиссура" за спектакль "Дом, который ...