
Правнук Васнецова

Нашла во френдленте о
выставке Федора Васнецова, и не смогла пройти мимо. У себя покажу
не все картинки, и в другом порядке, нежели в исходном посте
http://pavel-otdelnov.livejournal.com/150112.html#cutid1.
Самоубийство художника (всё равно,
профессионала или любителя) – вдвойне ужасно, потому что наше
ремесло вообще-то призвано человека спасать. И спасенных,
удержавшихся от непоправимого шага, от депрессии или преступления
через наше ремесло – гораздо больше, чем принято думать. Если же
ремесло художника не спасает, а лишь сопровождает его гибель,
регистрируя её этапы, или даже способствует гибели – это вдвойне
ужасно.Так вот, здесь у нас
случай, когда ремесло, пожалуй, способствовало, а не только
сопровождало.
Рисовать и писать художник начал рано, так что можно проследить
весь ход событий практически с самого начала.
1.Вот здесь Федору Васильеву семь лет, это
автопортрет
2.А это портрет
мамы
3.Тоже мама, художнику
восемь лет
4.Здесь одиннадцать
5.Здесь шестнадцать
6.Тут двадцать семь
7. Тридцать два
8. Тридцать четыре
А в тридцать шесть он покончил с собой.
Пусть очень кратко и очень общо, но я представляю себе, как оно было.
Ребенок начал рисовать в семье художников – и легко можно догадаться, за что в этой среде его хвалили и в чём поощряли. Мальчишка подхватывал готовые и, в общем-то, несложные приёмы построения формы и пространства – Малевич, Моранди, Пиросмани, Матисс, кто там ещё – а родителям и их друзьям нравилось. Ещё бы – похоже на классиков. Ему несомненно «помогали», чтобы было ещё больше похоже. Сделай так и вот так – и получится искусство.
Искусство получалось, да. То есть получалась достаточно удачная имитация искусства. Которое ведь на самом-то деле не есть некое «явление в себе», а только инструмент для познания тварного мира и, если кому интересно, Творца этого мира. И вот этим инструментом (только чужим, заёмным) мальчик овладел очень рано и задёшево, ему его буквально в руки сунули. А дальше-то что делать? Если вот уже, уже получается и земля, и небо, и мама, и я сам? Совершенствовать этот инструмент? А зачем и КУДА его совершенствовать, чего, собственно, не хватает? Искусство ведь уже есть – какого ещё рожна нам надо?
Ну, наверное, какого-то
рожна всё же было надо, если продолжал писать. И искать чего-то.
Например, новых изысканно-скупых цветовых гармоний,
напоминающих, скажем, проторенессансные фрески или напоминающего
эти фрески Джорджо Моранди. Или там новых пространственных
построений, напоминающих... неважно, что именно напоминающих.
Искусство, ясен пень. Искусство, напоминающее
искусство.
Мама уже неинтересна, я сам тоже, папа тоже
на самом-то деле неинтересен – там на этой тахте могла лежать и
собака, или плед, какая разница, ведь это всё равно будет
искусство, а не папа, не мама, не я сам.
Штука в том, что в семь лет всей душой
веришь, что моя картинка - это и искусство, и мама, и я сам. А в
тридцать лет у некоторых остается только знание того, что твоя
картинка – искусство, и если долго и упорно искать чего-то, то...
получится тоже искусство.
Где-то так. И соскочить с этой иглы неимоверно сложно, особенно русскому человеку. Да ещё и потомку Виктора Васнецова.
|
</> |