XIII век пошёл

Очередной воскресный
постинг – подборка изображений Спасителя XIII века (тут, конечно,
не всё, а только начало темы).
C XIII века, как известно, начинается Палеологовский
ренессанс. Сейчас все православные знают, что «Ренессанс» - это
такое ругательное слово, гнилой ветер с Запада.
На самом деле, конечно,
всё наоборот - и никакого гнилого ветра, и не с Запада
вовсе. Толчком к возрождению
интереса к античности стало взятие и варварское разграбление
Константинополя крестоносцами в 1204 году. С этих самых пор
восточные христиане и начали осознавать (и называть) себя эллинами,
наследниками великой культуры, в противоположность ненавистным
дикарям латинянам. Античность стала синонимом этой культуры и
представлялась не менее важной, чем православие. Идеал христианина,
кроме аскезы и высокой нравственности, отныне предполагал также
образованность и чувствительность к красоте природы и искусства.
Противостояние злу и хаосу виделось в умножении церковной красоты.
Вот эта волна культурно-художественного подъёма в восточном
христианстве и получила название Палеологовского ренессанса.
А Западу ещё ничего такого и не снилось.
1. Сербская икона Спаса на убрусе из коллекции собора в Лане.
2 - 7.
Фрески Великой Богородичной церкви в
Студенице (Сербия) 1209
3.
4.
5.
6.
7.
8. Фреска Богородичной
церкви королевы Левишки в Призрене (Сербия) 1220
9. Фреска церкви Панагии
Мавриотиссы в Кастории (Греция) 1250-е
10. Фреска церкви свв.
Николая и Пантелеимона в Бояне (Болгария) 1259
11. Спаситель из
Деисуса, вотивной мозаики в южной галерее св. Софии
Константинопольской в честь изгнания латинян из столицы в
1261г.
12. Фрески церкви Св.
Апостолов в Пече (Сербия) 1260
13.
14.
15.
16.
17. Фрески церкви Троицы в
Сопочанах (Сербия) 1263 – 68
18.
19. Фрески церкви
Богородицы Перивлепты в Охриде 1295
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28. Фрески церкви церкви св.
Николая в Прилепе (Македония) 1298
29.
30.
Это нам уже не XII век. И
стиль иной, и антропология другая, и кое-какие новые сюжеты
появились.
Продолжение следует.