![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomzhu_s17312967756767756767_original.png)
Правительство РФ готово к переходу на самофинансирование
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Правительство РФ готово к переходу на самофинансирование Правительство РФ готово к переходу на самофинансирование](http://ic.pics.livejournal.com/zhu_s/17312967/756767/756767_original.png)
Не нефтегазовые доходы, как и в прошлом году, всё еще выше плана. Это – обратная сторона сравнительно укрепившегося, по отношению к цене нефти, рубля, что хоть и не дает собирать плановые нефтяные доходы, но удерживает от сжатия импорт и связанные с ним НДС и ввозные пошлины. Тем не менее, из-за замедления инфляции прошлогоднего эффекта, когда выросшие благодаря ей не нефтяные доходы снизили дефицит до 2.4% ВВП (при плане 2.9), на этот раз уже не получится. Укладываться в лимит дефицита, возможно, все же придется за счет урезания каких-то расходов, как и предполагалось в начале года, но было отложено до ноября, т.е. после думских выборов.
В финансировании дефицита также произошли определенные изменения – Резервный фонд в июне-июле не использовался, после того, как за первые пять месяцев из него было изъято 780 млрд. руб., профинансировавших более половины дефицита (1.4 трлн.) Такой сдвиг связан с тем, что кардинально изменились размеры средств, привлекаемых в госдолг на внешнем и внутреннем рынке. За 7 мес. они составили ок. 120 и 600 млрд. соотв. Тогда как в аналогичном периоде прошлого года размещение внутреннего госдолга лишь компенсировало погашение, а размещения облигаций на внешнем рынке, хоть они формально и не попадали под санкции, не было вовсе.
Эквивалентность почище рикардианской
![Правительство РФ готово к переходу на самофинансирование Правительство РФ готово к переходу на самофинансирование](http://ic.pics.livejournal.com/zhu_s/17312967/757148/757148_original.png)
Финансирование «из резервного фонда» будет сопровождаться переходом от дефицита к профициту ликвидности, когда ЦБ не предоставляет кредиты банкам, а, напротив, занимает у них, связывая избыточную ликвидность. При финансировании через наращивание внутреннего госдолга профицита ликвидности не возникнет, поскольку соответствующие средства банков связываются в инструментах Минфина. Финансирование через внешний долг, если ЦБ при этом воздерживается от продажи привлеченных средств на внутреннем валютном рынке, эквивалентно использованию резервных средств Минфина.
С точки зрения макроэкономического воздействия определяющим параметром является не способ финансирования дефицита, а сам его размер. При данных параметрах цели по инфляции и, соответственно, темпах роста денежной массы, увеличение размеров дефицита будет вытеснять кредит, предоставляемый частному сектору. Текущий дефицит бюджета в размере около 3% ВВП (а тем более его возможный рост) не оставляет никаких возможностей для не инфляционного роста кредитования.