Праведный Иов в Бухаре (про мавзолей Чашма Аюб)
tata_lind — 13.02.2023Итак, музей водоснабжения Бухары, он же мавзолей Чашма Аюб.
Удивительно, пишу про мусульманскую страну, а тут, оказывается, столько христианских сюжетов. Про гробницу пророка Даниила в Самарканде я уже писала, а сейчас еще про одного праведника. Уже не знаю, как его назвать: иудейским, христианским или мусульманским, в любом случае, что-нибудь да прилетит в ответ) Поэтому напишу – ветхозаветный праведник Иов.
Немножко истории или предания.
Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, и, возможно, приходился племянником Аврааму. Был очень благочестивым, за что Бог наградил его большим богатством и счастливым семейством. Но Сатана стал утверждать, что Иов предан Богу только за свою счастливую жизнь, и тогда Бог позволил Сатане испытать Иова. Сатана лишил его всех богатств, семьи, здоровья и даже общения с людьми, поскольку его, прокаженного, все избегали. Его друзья Елифаз, Вилдад и Софар сочувствовали ему и пытались найти причину, по которой он страдает, какие-то его согрешения.
Но их не было, и даже в таком состоянии Иов не роптал на Бога, за что тот наградил его вдвое. Иов жил счастливо и умер в глубокой старости. И вот опять, так же, как с пророком Даниилом, неизвестно, где он похоронен. Пишут про несколько могил в Сирии, Омане, Горном Ливане, Кыргызстане и Узбекистане. Вот как раз про могилу в Бухаре мы и поговорим.
По легенде в своих странствиях Иов (в исламе Аюб) дошел до Бухары, где произнес «О, Аллах! Принеси изобилие их потомкам, принеси их врагам поражение, отврати от них смуту!». Появился он здесь в сильную засуху, ударил посохом о землю, после чего забил источник.
Когда Иов умер, его похоронили рядом с источником. А потом образовалось целое кладбище.
Правда, в самом мавзолее написано так: В действительности священной могилы Аюба - мир над ним – здесь нет. Так говорил Имам знаток хадисов, искатель истины Мухи Аддин Навави, его слово верно и авторитетно.
Думаю, надо поверить Имаму. А вот источник здесь есть, и пишут, что вода из него вкусная и целебная. Собственно чашма и переводится, как источник.
Сам мавзолей строился постепенно. Сначала в 12 в. при Караханидах над колодцем поставили айван, а над «могилой» мавзолей. Через два столетия при Тимуре строительство продолжилось, а последняя часть мавзолея построена в 16 в. во времена Шейбанидов.
Пройти к могиле нельзя, поэтому только фото с сайта pastvu.com – как выглядит удивительный потолок в мавзолее.
По мнению некоторых специалистов, в гробнице покоится ученый-богослов и знаток хадисов Ходжи Хофиза Гунжори, который был погребен здесь в 1022 г.
Над входом в гур-хану (усыпальницу) надпись на майоликовых плитках о том, что строительство завершено во времена Тимура в 1384 г. А над ней на деревянной доске история посещения Аюбом Бухары.
Вот такое удивительное для христиан место на мусульманском Востоке)