
Правда о развале в здравоохранении (впечатления хирургической больной, она же –

Однажды я уже писала, что у моего здоровья имеется небольшой дефект, вынуждающий меня оперироваться ежегодно. Я даже рассказывала об одном дне, проведенном в хирургическом отделении, и о забавных ситуациях, сложившихся в поликлинике после выписки из стационара.
Имея весьма обширный личный опыт хирургического пациента и не менее обширный опыт работы в здравоохранении, я считаю себя вправе высказаться о том, какова наша медицина, поскольку на этот счет имеются самые противоречивые мнения. Замечу, что сегодня я пишу не как профессионал, а исключительно как кухарка, в глубины брюшной полости которой многократно опускались взгляды и руки хирургов, и которая получила от этого массу впечатлений.
Итак, основной вопрос: есть ли «развал» в нашем здравоохранении?
Сразу подчеркну: я получаю медицинскую помощь в обычной городской больнице, куда мне дает обычное направление обычный врач из обычной поликлиники по месту жительства. О том, что я работаю в здравоохранении, хирургам и медицинским сестрам неизвестно (даже при оформлении больничного листа в день выписки никого не спрашивают о месте работы, а на моей брюшной стенке и прилегающих в ней органах отсутствует штамп «работник здравоохранения»). Я принципиально не пользуюсь никакими «обходными путями», не рассчитываю на «особый подход» и вообще придерживаюсь позиции последовательного отношения в чему-либо: если я провозглашаю, что наша бесплатная медицина – хорошая, значит, я должна пользоваться именно ей. И я ей пользуюсь, несмотря на периодические всплески истерии по поводу «развала здравоохранения», возникающие у отдельных граждан.
Сравнивая операции (идентичные по сути, но слегка увеличивающиеся с каждым годом по объему), которые мне сделали в 2016-м, 2017-м и вот в прошедшую среду в 2018 году, я могу уверенно заявить: никакого развала в здравоохранении нет, во всяком случае – со стороны самого здравоохранения. Есть кое-какие моменты, о которых я напишу в отдельном посте, но они никак не связаны с людьми, которые работают в медицине. Кстати, и вины врачей в том, что мы вынуждены с ними встречаться ежегодно, тоже нет, поскольку существуют такие заболевания, с которыми, к сожалению, нельзя расстаться раз и навсегда.
Когда несколько дней назад стало понятно, что мне вновь необходима серьезная медицинская помощь, я быстро прошла обследование. Никто ничего не затягивал, все делалось так, чтобы я не успела опечалиться, прийти в себя и передумать оперироваться. Хотя я – больной с опытом и хорошо представляю, что меня ждет, сюрпризы все-таки были! И все – приятные!
Систематизирую свои впечатления, традиционно разделив их на «плюсы» и «минусы».
Плюс номер один: сжатые сроки. Я уверена, что мечта любого нормального пациента, настроенного на выздоровление – скорее оказаться дома. И эту мечту помогает осуществить весь лечебный процесс, подбирая наиболее эффективные способы оказания помощи. С каждым годом я нахожусь в стационаре на один день меньше, несмотря на то, что вмешательство оказывается более масштабным. Разумеется, меня никто бездумно не выставляет на улицу, но доктора делают все, чтобы я могла скорее отправиться домой и периодически приезжать к ним для выполнения медицинских манипуляций. Может быть, валяться на койке и слезать с нее только для того, чтобы посетить кабинеты и прочие места медицинского пользования, кому-то и удобнее, но надо понимать, что койка в хирургическом отделении предназначена для тех, кому нужна операция, а не для тех, кому лень сделать усилие. К слову, желающим лежать долго лечащие врачи идут навстречу, хотя я лично не понимаю пациентов, которые не стремятся скорее вернуться к привычному образу жизни и к своим повседневным обязанностям.
Плюс номер два: операционный стол с подогревом! Это и есть тот основной сюрприз, о котором я упоминала. С подогревом! Представляете? Ни в прошлом, ни в позапрошлом годах я с таким не сталкивалась, и когда на этот раз медсестра предложила мне перелечь с каталки, на которой меня доставили в операционную, на стол, заметив, что «он тепленький, с подогревом», я решила, что она шутит. Оказалось, что нет! На операционный стол был заботливо постелен мягкий матрас с подогревом, под мою голову положили аккуратную подушечку, и я лежала в ожидании начала основного мероприятия в полном комфорте и благоденствии.
Плюс номер три: условия. Подчеркнув, что я лежала в обычной городской больнице, еще раз подчеркну жирным шрифтом и крупным почерком – я лежала в обычной палате. В палатах, как в женских, так и в мужских, размещаются от двух до четырех пациентов – в зависимости от тяжести состояния. Есть одна пятиместная палата (там лежали мужчины) и палата повышенной комфортности, одноместная – платная, всего в отделении 95 больных (мужчин больше, чем женщин, хотя в хирургии гендерные отличия несколько стираются). Могу отметить удобные кровати с безупречно работающими пультами управления (проверено на себе!), наличие телевизоров, что позволяет почувствовать себя почти «как дома».



Разумеется, среди пациентов находились те, кому не нравилось, что в коридорах мало диванов и нет кулера (в прошлом году он был), но, на мой взгляд, это – придиры, которым важно не вылечиться, а поворчать.
Плюс номер четыре: питание. Если учесть, что подавляющее большинство пациентов, госпитализированных в наше хирургическое отделение, имеет проблемы с ЖКТ, лечебное питание – то, чему они должны радоваться!
Но они радуются не все… Про это я, наверно, отдельно напишу, потому что разговоры о больничной пище – одна из самых распространенных тем, создающих необоснованно негативное впечатление о медицинской помощи. Да, еда кажется пациентам несоленой и пресной, но ведь именно такую еду им можно употреблять.
Отказ в жареном, копченом и жирном, которые привели их на больничную койку, почему-то воспринимается некоторыми тетушками и дядюшками как личное оскорбление, нанесенное коварной судьбой в лице больничного повара.
Несмотря на то, что мне можно есть все без ограничений (не накануне и после операции, разумеется), я больничный рацион приветствую.
А теперь о минусах…
На этом месте я думала довольно долго, но так и не смогла вспомнить ничего, в чем можно было бы упрекнуть здравоохранение. Ну, вот нет ничего, что могло бы перечеркнуть профессионализм и внимание, а также то основное, ради чего человек обращается в больницу.
Пожалуй, если и можно говорить о развале в здравоохранении, то касается оно отношения пациентов к тем, кто оказывает им помощь. Потребительское, полное необоснованных претензий и собственной безответственности отношение – вот, что проявляется все явственнее. Привычка не доверять, выражать свое неудовольствие, отлынивать от ответственности за те последствия, которые неминуемо наступают в результате собственных ошибок, обесценивание профессиональных знаний и некоторые другие моменты создают ложную картину «как у нас все плохо», хотя на самом деле и в обычной городской больнице – все хорошо, если сам больной ведет себя адекватно сложившейся в его жизни ситуации.
Зарисовки из моих больничных будней обещаю предоставить в ближайшие дни, а пока – всем здоровья и хороших выходных!
|
</> |
