
Правда-матка


Продолжаю изучать архивы норвежской «Афтенпостен».
30 октября 1961 года (за девять дней до моего рождения) на ядерном полигоне «Сухой нос» на архипелаге Новая Земля СССР провел испытания «Кузькиной матери» — самой мощной в истории человечества термоядерной бомбы мощностью около 58 мегатонн тротилового эквивалента. Это был натуральный кошмар — верхняя границы «гриба» от взрыва достигла высоты 95 километров, ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар, излучение вызывало ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров, огненный шар взрыва был диаметром почти в пять километров.
Никита Сергеевич Хрущев, будучи в то время Первым секретарем ЦК КПСС, не удержался от того, чтобы сообщить о предстоящем испытании супербомбы на начавшемся 17 октября 1961 года XXII съезде КПСС. Об этом, конечно, немедленно сообщили западные газеты.
И вот вам заметка в норвежской газете того времени под заголовком «Скажите Никите, что он дурак»: Reuters сообщает о забавном случае, который произошел в одном из баров Лондона. Тим Хили, который отдыхал с друзьями, решил позвонить Хрущеву, чтобы высказать ему всё, что он думает по поводу супербомбы. Он пошел в телефон-автомат и заказал разговор с Кремлем:
— Могу я поговорить с Хрущевым?
На другом конце провода ответили:
— Я переводчик товарища Хрущева
— Я бы хотел поговорить с самим Хрущевым
— Товарищ Хрущев не говорит по-английски
Тогда Том Хили передал переводчику то, что стоит в заголовке заметки в газете «Афтенпостен».
Передал ли переводчик слова жителя Лондона товарищу Хрущеву — неизвестно.