Права. Продолжение Беседы

топ 100 блогов arbat12.11.2010

Я уже много раз говорил об этом, - я считаю, что хорошая политическая теория должна, как минимум, отвечать нескольким простым критериям.

Пользуясь аналогией, которую предложил Права. Продолжение Беседы [info]shvarz, если человек говорит, что у него есть формула для решения кубических уравнений, - можно попросить его решить x3=1 при помощи этой формулы, и посмотреть, как он с этим справится. Это, разумеется, не докажет, что формула работает во всех нужных случаях, но это неплохой минимальный тест, не так ли? Если оказывается, что его формула дает ответ 2, - она меня не интересует. (Прежде, чем вы продолжите, прочтите вот это послесловие).

Словом, мои минимальные "тесты на вшивость" для политических теорий обычно такие:

  1. Теория должна отличать "свое" от "чужого".
  2. Теория должна отличать "добровольное" от "насильного".
  3. Теория должна отличать "свободу" от "отсутствия свободы".
  4. Теория должна объявлять Гитлера преступником, и объяснять, что именно он преступил.
  5. Теория должна утверждать, что плантаторы Американского Юга не имели права владеть рабами - и, опять, объяснять, почему.
Конечно, можно еще много чего добавить, например, чтобы теорию можно было связно изложить, не срываясь на крики про закулису и "значит, вам плевать, когда трупы сирот-инвалидов покрывают улицы!!!"

Теперь пояснения.
На случай, если вы скажете, - но это же все очевидно, разве нет?
  1. Я подозреваю, это и есть самый существенный вопрос, который отличает социалиста от либертарианца, - умеет ли он отличать "свое" от "чужого". Почти в любом споре с левыми, они интересуются, - вот они, типа, хотят принудить меня оплатить им расходы на образование (лечение, кормление, неважно), - но ведь я тоже хочу их принудить не трогать мои деньги! Так в чем же между нами разница, а?! Вот, в том самом.

  2. Опять же, стандартный левый рассказ, что либертарианцы готовы дать нищим помирать. Человек, который отличает "добровольное" от "насильного", - никогда так не скажет. Поясню на самом доходчивом примере, - если я скажу, что я против изнасилований, никто не заподозрит меня в том, что я против секса вообще.

    Не знаю, почему, но, когда речь идет о сексе, разницу между добровольным и насильным понимает значительно больше народу. Именно поэтому я люблю использовать секс для аналогии. Доходчивее.

  3. Очень частое определение свободы, - "это, когда можно делать то, что не запрещено". Разумеется, определение не-свободы звучит точно так же. Обычно определитель имеет в виду, что свобода - это, когда список запретов составляет он сам.

  4. Тут логика простая, - чтобы назвать человека преступником, необходимо найти какой-то закон, который он "преступил". И не просто закон, а такой, который он был обязан соблюдать.

    Скажем, если я в Нью Йорке сделаю поворот, который запрещают Парижские дорожные правила - невозможно утверждать, что я эти правила нарушил, поскольку они, очевидно, на меня не распространяются.

    Обвиняемые в Нюремберге упирали на то, что они не нарушали местные законы. Ну и как? Какие законы применимы к ним и Гитлеру?

    Я сам, как и многие другие, могу найти ответ легко - в моей теории есть Абсолютные Моральные Законы, которые требуют соблюдения права людей на жизнь, дозволяя насилие только для обороны. Слово "абсолютные" означает, что, в моей теории эти законы применимы ко всем и везде. И нарушение их является преступлением.

    Однако, если человек считает, что никаких абсолютных законов быть не может... скажем, тот же Права. Продолжение Беседы [info]shvarz сообщил, что он "...удивлен, что в 21 веке среди образованных людей находится человек уверенный в моральном абсолютизме." Откуда, в таком случае, он возьмет закон, который Гитлер был обязан соблюдать, но вот - преступил?

    И вот приходится выслушивать какие-то длинные рассуждения, о том, что цивилизация требует, что мнение народов, что мировое сообщество... - но какая разница-то? Надо же как-то объяснить, почему все эти замечательные вещи были обязательны для Гитлера? Но для сторонника морального релятивизма, - такого объяснения нету. Потому, что в этом суть морального релятивизма, - что такого объяснения нету.

  5. Похожая история с рабством на Американском Юге. Опять-таки, чтобы сказать, что у плантаторов не было права присваивать себе труд рабов, - надо утверждать, что ни местные законы, ни даже Конституция США, - не могли дать им такого права.

    А это тоже надо объяснить. Очевидно, есть какой-то высший закон, который запрещает насильно присваивать чужой труд, и который нельзя перешибить даже Конституцией и прочими законами. Что ж это за закон такой? И, далее, каким образом этот высший закон уживается с левым убеждением, что я обязан их лечить?
Вот, посмотрите, скажем, опять же, Права. Продолжение Беседы [info]shvarz гордится своим моральным релятивизмом, но хочет при этом объявить Гитлера преступником. Рассказывает, что закон дал ему право на бесплатную еду и лечение, - но хочет считать, что у рабовладельцев не было права владеть рабами. Понятно, почему хочет - иначе можно сторонников распугать. Но как же это все совместить? Вот и мучается: 1, 2, 3, 4.

В такой ситуации, у него есть только два выхода, - объявить, что у рабовладелцев было такое право, а потом оно исчезло. В этой ситуации можно предложить вопрос, - стал бы он помогать беглым рабам, если бы оказался в обществе с такими законами. По их внутренним законам, это было бы воровство! А моральный абсолютизм он не признает, - значит, вероятно, с точки зрения его теории, моральнее было бы - не помогать.

Второй вариант, - это просто объявить, что никаких правил вообще нету. Что это только примитивные дураки имеют принципы, и правила, и логику. Мир сложен, и не объясняется так примитивно. Люди интеллектуальные знают, что на каждый конкретный вопрос есть отдельный ответ, не черный, не белый, а замысловатый, и с логикой, уникальной для данного случая.

Перевожу на простой язык: моральным он считает то, что ему нравится.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
09.11.2010 Находка
Архив записей в блогах:
Ходили сегодня с Иваном в ухо-горло-носную клинику. Гланды ему будут резать через 10 дней. Заходим в регистратуру за карточкой, а там блэкаут - электричество отключили и хз когда включат. Компьютер не работает, а экселька с номерами карточек в нем. По этому поводу собралась уже ...
Господа, а не повторить ли нам прошлогодний флешмоб по обмену рецептами? Напоминаю правила: оставляете заявку комментарием к этому посту, мы обговариваем сроки, друг у друга находим интересный рецепт, готовим, снимаем, подготовливаем посты и, ...
Не знаю, как это смотрится со стороны, но я чувствую себя в этих брюках такой шикарной, как ни в одном платье - вечернем или любом другом. И даже Москва стала сразу не Москвой, а каким-то очень южным ярким городом, по которому можно круглый год гулять с голыми плечами) ...
Какая же Чехия без вепрова колена. Классический чешский рецепт предполагает сначала варку, потом запекание. Мне кажется, что колено при этом методе получается не очень вкусное из-за варки - много вкуса уходит в бульон. Но этот метод очень распространен в ресторанах для более быстрой ...
... .. . Райское местечко, вам не кажется? Предположите, что за страна? Update : Правильный ответ - Норвегия. В комментариях спор: а что тут делает ...