Позитивные мемуары. Высоты и шпили, высотки и шпильки
cand_orel — 03.05.2023Безусловно архитектурным венцом советской эпохи стали высотные здания, называемые в быту «высотки». Вот действительно, что не отнять, так это стильность и узнаваемость этих сооружений. Особенно на фоне последующих архитектурных решений в виде «хрущёвок».
«Сталинские высотки» — семь (по планам восемь) высотных зданий, строившихся в Москве в 1947–1957 годах, а также строившийся ранее Дворец Советов в Москве и подобные здания в ряде других городов и стран.
По предложению И. В. Сталина, 13 января 1947 года Совет министров СССР принял постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», где были описаны планы по строительству восьми высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно символизировать 800-летие Москвы, отмечаемое в 1947 году, и все они были заложены в день юбилея. Однако строительство последнего, центрального и самого высотного из восьми зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина. Как утверждает Александр Васькин, первые восемь высоток представляли собой лишь начало грандиозного архитектурного проекта, цель которого состояла в том, чтобы застроить высотными зданиями всю Москву. Кроме того, в каждом крупном областном центре и в столицах союзных республик также должны были появиться свои высотки. Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.
Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (ныне «Украина»). Архитектура «сталинских высоток» по стилю перекликалась со зданиями муниципалитета на Манхэттене, Вулворт-билдинга и самого высокого на то время небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.
Что касается ар-деко как стиля, ар-деко (art déco — «декоративное искусство», от Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — стилевое течение в изобразительном и декоративном искусстве стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925). Впервые появилось в основном в архитектуре, моде и живописи во Франции в 1920-х годах и стало популярным в 1930—1940-е годы в международном масштабе. Этот эклектичный стиль представляет собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, сплетавшиеся с восточными, африканскими и другими экзотическими мотивами. Для стиля характерны строгая закономерность, смелые геометрические линии, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом — пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие современные материалы. В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Но наши высотки по сравнению с зарубежными образцами — это нечто!
Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
До строительства «Триумф-Паласа» Главное здание МГУ на Воробьёвых горах на протяжении более чем полувека было самым высоким зданием в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма — 36. Выстроено в 1949–1953 годах (архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов). Является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.
В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 человек. В боковых флигелях — жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие «высотки» административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.). Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову.
Гостиница «Украина»
Вторая по высоте 206-метровая «высотка» (Кутузовский просп., 2/1) построена в 1953–1957 годах (архитектор А. Г. Мордвинов при участии В. К. Олтаржевского, В. Г. Калиша, инженера П. А. Красильникова), став, таким образом, последней по времени сооружения. Центральный объём включает 34 этажа. Здание открывает Кутузовский проспект — новую московскую магистраль, созданную в послевоенное время. В пристроенных крыльях расположены 257 квартир.
28 апреля 2010 года гостиница «Украина» после завершения масштабной реставрации начала работать под новым названием Radisson Royal Hotel Moscow. Это очень характеризует наше время.
Жилой дом на Котельнической набережной
Дом (Котельническая набережная, 1/15), замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился в 1938–1940 (по первому проекту) и 1948–1952 годах (по проекту сталинских высоток, архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман). Центральный объём имеет высоту 176 метров и насчитывает 32 этажа. В здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г. С. Улановой. Курировал строительство, в том числе настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.
Первые жители стали заселяться в новые корпуса в 1953 году. Хотя в хрущёвское время здание и архитекторов подвергли критике, государство выделяло квартиры известным деятелям искусства и науки, что подчёркивало элитарный статус высотки. В разное время в доме проживали актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, актёры Михаил Жаров и Александр Ширвиндт, певица Людмила Зыкина, балерина Галина Уланова, поэты Александр Твардовский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, писатели Василий Аксёнов и Константин Паустовский и композитор Никита Богословский. Значительное число квартир получили чиновники НКВД-МВД — ведомства, курировавшего строительство здания. В корпусах Б и В заселили физиков-ядерщиков, которые работали под начальством бывшего наркома внутренних дел Лаврентия Берии.
Здание Министерства иностранных дел
Высотка (Смоленская-Сенная пл., 32/34) построена в 1948–1953 годах (архитекторы профессор В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Центральный объём включает 27 этажей, высота здания — 172 м. Здание завершает панораму с Бородинского моста, образуя площадь. В здании располагается Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России). Характерной особенностью высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Герб, смонтированный из железобетона, расположен на высоте 114 м и занимает площадь в 144 кв. м.
Первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно не известна, но согласно распространённой легенде тут не обошлось без личного указания Сталина. Расчёты показали, что здание не выдержит каменной надстройки, поэтому шпиль соорудили из листовой стали, окрасив охрой, поэтому заметно было, что он заметно отличался от по цвету от основного объема здания. В настоящее время шпиль перекрашен, и различие практически отсутствует. Здание МИД — единственная из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятная причина этого состоит в том, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.
Жилой дом на Кудринской площади
Дом на Кудринской площади (назывался «Высотка на площади Восстания», так как Кудринская пл. с 1925 по 1992 год именовалась площадью Восстания) построен в 1948–1954 годах по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского. Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 м) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих структурно единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир.
Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые (на них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни). Основная часть здания включает в себя три больших подъезда (по одному на каждый из корпусов) и большое количество малых, отличающихся планировкой. Малые подъезды оснащены одним лифтом, обладают небольшим количеством этажей (не более 12), имеют по 1–4 квартиры на этаж. Большие подъезды (1-й, 4-й и 14-й), обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт 1-го подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей. Также все три лифта 1-го подъезда не останавливаются на втором этаже. На каждом этаже расположено от 4 до 8 квартир, вестибюли богато отделаны (зеркала, роскошные люстры) и могут запираться, изолируя этаж от лестниц и площадки перед лифтами (фактически каждый этаж делится лифтовой зоной на два вестибюля). Расположенный в башне лифт, предназначенный для обслуживания 24–30-го этажей, длительное время находившийся в запустении, в настоящее время восстановлен владельцем жилого помещения на 25-м этаже. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.
Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»
Архитекторы: А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев. Было построено с 1947 по 1952 годы. 138-метровое здание состоит из 24-этажного центрального корпуса, занимаемого в советский период Министерством транспортного строительства , и двух жилых корпусов переменной этажности (от 11 до 15 этажей). В правом крыле здания находится один из двух вестибюлей станции метро «Красные Ворота», выходящий на Каланчёвскую улицу. Общий подвал связывает все три корпуса, не имеющие наземных и чердачных переходов. Подвал также связан со служебными помещениями метро и сетью подземных специальных сооружений.
Сложность в осуществлении этого проекта заключалась в характере местных грунтов. На глубине 16 метров ниже подошвы фундамента следовало построить поворотный вестибюль. На этом уровне оказались водонасыщенные плывунные грунты. Обычная практика в решении подобных задач заключалась в том, чтобы сначала выполнить все подземные работы, а затем заниматься строительством здания. На это ушло бы дополнительно 1,5 года, но советское руководство торопило работников, поэтому создание эскалаторных ходов и фундамента высотки осуществлялось параллельно. Из-за того, что возводить фундамент приходилось в непосредственной близости к 24-метровому котловану, вырытому над местом будущего вестибюля, специалистам потребовалось провести дополнительные работы по укреплению территории стройплощадки. Группа инженеров из Метростроя под руководством Якова Дормана предложила и успешно осуществила идею заморозки плывучих грунтов вокруг котлована. Мастерами были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам, объединённым в два контура, пустили рассол хлористого кальция при температуре −20 °C. На протяжении весны 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта. Искусственная заморозка вызвала пучение грунта. Инженеры знали о подобной особенности, поэтому возводили здание с наклоном от вертикальной оси. Конструктор Виктор Абрамов рассчитал, как сильно конструкция небоскрёба будет давить на разные грунты. Он предположил, что из-за заморозки уровень фундамента в одной части повысится на 50 мм, что впоследствии приведёт к отклонению здания от вертикальной оси на 16 см. Чтобы избежать таких последствий, инженер предложил колонны каркаса центрального корпуса устанавливать с заданным наклоном. В октябре 1950 года, когда замороженные грунты начали оттаивать, здание под собственным весом стало наклоняться и в итоге приняло правильную вертикальную позицию.
Гостиница «Ленинградская»
Архитекторы: Л. М. Поляков, А. Б. Борецкий. Инженер Е. В. Мятлюк. 1949–1954 гг. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 21 этаж и 136 метров высоты. Внушительная башня «Ленинградской» возвышается на Комсомольской площади, рядом с тремя вокзалами — Ленинградским, Ярославским и Казанским. Ее интерьер выполнен в духе московского барокко. Древнерусские мотивы, умело обыгранные в решетках, лепнине, мозаиках, люстрах, напоминающих церковные паникадила. Люстра-гирлянда, занимающая 4 этажа, даже попала в книгу рекордов Гиннесса. По состоянию на начало 2018 года является частью международной сети отелей Hilton.
Помимо системы вентиляции, в доме функционировало централизованное кондиционирование. Для этого воздух с улицы направлялся через систему фильтров и увлажнителей, в результате чего его температура достигала уровня 15 °C. Затем воздух нагревался до необходимой температуры. Все сталинские высотки оснащались централизованной системой пылеудаления, которая представляла собой систему щёток и шлангов. В каждом номере они были закреплены на стенах. Собранная пыль проходила через пылесосную систему, расположенную вдоль здания. В цокольных этажах грязь отфильтровывалась и сбрасывалась в канализацию, а очищенный воздух из системы попадал на улицу. Гостиница была также оборудована ручными пылесосами. Для обеспечения отопления целого здания в подвальных помещениях были установлены бойлеры. В здании гостиницы были устроены, помимо этого, телефонная станция на 2000 номеров и резервная котельная для подачи горячей воды. Из-за сложных условий местности архитекторам пришлось усилить коробчатый фундамент, чтобы исключить возможность неравномерной осадки опор. Это, в свою очередь, потребовало внести изменения в армокаркас всего здания. В итоге расход стали на 1 м³ здания достиг 39 кг, что было приблизительно на треть больше, чем в остальных сталинских высотках. «Перерасход» дефицитного металла, который отмечали в то время, был впоследствии назван одной из причин дороговизны строительства.
Ну и свои «пять копеек» я позволю себе вставить про высотку из родного города Воронежа.
Здание управления Юго-Восточной железной дороги — административное здание в Воронеже, в котором размещается управление Юго-Восточной железной дороги. Расположено по адресу: проспект Революции, 18. В 1920-х годах для управления ЮВЖД, до этого размещавшегося в нескольких зданиях, было решено построить отдельное здание. Оно было построено в 1929—1930 годах по проекту воронежского архитектора Н. В. Троицкого и являлось крупнейшим общественным сооружением в стиле конструктивизма. Во время Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, и в ходе послевоенного восстановления города здание было решено восстановить в псевдоклассических формах.
Здание управления ЮВЖД — одно из самых красивых зданий Воронежа, своеобразный символ эпохи, а башня здания является одной из доминант центра Воронежа. Силуэт здания встречается на почтовых конвертах и открытках, буклетах, альбомах, календарях и в других печатных изданиях как узнаваемый символ Воронежа, одна из его «визитных карточек».