Поверьте, здесь не все так однозначно-2...
thor_2006 — 18.04.2024Но речь, собственно, не об этом. Наш ирой - человек, безусловно, просвещенный, пропитавшийся духом своего времени, личность, выдающаяся во всех отношениях своими блестящими качествами, человек, стоявший по научным познаниям и идеям на целый век впереди своего времени, деятель, оставивший глубокий след в русской жизни, образец необычайной нравственной высоты, смелости и прямоты, совершенно неизвестных в тех сферах, в которых он вращался, человек, смело говоривший царям правду, не мог пройти мимо проблемы крепостного права. Но что он по этому поводу думал и писал (в 1810 г.)? А вот что:
Помещики для благосостояния селений селений земледельческих столько же нужны, сколько монархи для подданных вообще
Развивая эту мысль дальше, Каразин продолжал - помещик для него генерал-губернатор в малом виде , больше того, он писал буквально следующее:
Помещика разумею я наследственным чиновником, которому верховная власть, дав землю для населения, чрез то вверила ему попечение о людях (поселянах), на оной жить имеющих, и за них во всех случаях ответственность. Он есть природный покровитель сих людей, их гражданский судья, посредник между ими и высшим правительством, ходатай за них, попечитель о неимущих и сиротах, наставник во всем, что принадлежит к добру их, наблюдатель за благоустройством и нравами
Еще одни характерный тезис с его стороны - крестьяне, писал Каразин,
как дети принадлежат своим отцам и подданные во всяком монархическом правлении своим государям. Самая продажа поместьев, в отношении к людям, на них поселенным, есть ли что другое, как уступка права управления, отречение от оного в пользу другого лица?
И вишенка на торте:
Боже, сохрани нас, русских дворян, иметь в виду, довести когда-нибудь земледельцев своих до того состояния, в котором они находятся в других (слишком превозносимых) краях Европы, состояния жалостнейшего, где они, имея полную свободу, обязаны скотоподобно работать у того или другого фермера от петухов до темной ночи, не зная ни сладкого отдыха в семействе, ниже других жизненных наслаждений, едва самым законом не лишены возможности приобрести какой-либо избыток, и не могут иметь другой мысли, кроме мысли о дневном пропитании!
И вообще, точки зрения Каразина, Давать свободу крестьянам нельзя ни при каких обстоятельствах, ибо это отворит дверь к своеволию и с объявлением свободы немедля последуют всеобщая праздность и пьянство.
И это, г-да - тов-щи, лучший из лучших! Что же тогда говорить о худших из лучших и тем более о худших из худших? Нет, положительно, в России - власть есть единственный европеец, и как ей работать с таким вот просвещенным классом и "политическим народом", хотя бы в вопросе отмены крепостного права?