«Некем взять»

топ 100 блогов thor_200615.04.2024
      Несколько замечаний к вопросу, почему Благословенному оказалось «некем взять». Проблема эта носит многоплановый характер и уж точно не в одном небольшом Жужном постике их все раскрывать. Но почему бы не сделать этакий эскизец, а уж потом, когда-нибудь. Его раскрасить более основательно и сделать нечто такое историософское?
      Основа эскиза, тот холст, на который стоит нанести сперва углем контуры, а уж потом красками его закрасить – любопытная концепция Э. Тоффлера от «волнах» в развитии общества. И «первая волна» - волна аграрная, возникшая на заре цивилизации. Соответственно, общество/общества «Первой волны» - это общество/общества, основанные на преобладании в экономике аграрного сектора, который определяя и характерные черты коллективного бессознательного, сиречь ментальности. Господство «старины», «заточенность» общества под ее воспроизводство, патриархальность во всем и везде, господство (опять) авторитета, ориентация на «меру» (точнее умеренность) и, как следствие, опять же, на обычное, совсем не расширенное воспроизводство в экономике (ничего лишнего и уж точно никакой рыночной экономики) и, само собой, доминирование деревни над городом.
      Если брать «надстройку», то и здесь мы видим доминирование монархии как наиболее адекватной тем условиям формы политической организации и политического режима, трехчастное деление общества (в идеале, конечно), т.е. наличие трех господствующих Stande, oratores, bellatores & laboratores, а в правовой сфере – тотальной господство обычая над писаным правом.
      Для России раннего нового времени ситуация осложнялась тем, что она изначально формировалась на культурной «целине» , т.е. не испытала влияния греко-римской античной культуры и получила соответствующей «римской» «прививки». Это сказалось на облике русской культуры, которая носила традиционный и в значительной степени бесписьменный характер (говоря о бесписьменности , я имею в виду прежде всего письменность «формальную», «административную, а не сакральную, т.е. церковную, и бытовую) – внутриобщественные отношения регулировались в рамках традиции, и письмо для этого особо было ненужно.
      Аграризация Руси, «выключение» ее из системы трансконтинентальной торговли (с реконфигурацией торговых путей на рубеже раннего и развитого Средневековья) и не шибко благоприятные природно-климатические условия вкупе с началом «малого ледникового периода» добавили «перчинки» - бедность материальной культуры обусловила бедность и архаичность культуры духовной (тут еще «спасибо» византийцам, подарившим русичам только часть своей культурной традиции, причем не самую богатую – «аскетическую», весьма непритязательную и нетребовательную). Замедленность (по понятным причинам) темпов развития городской культуры – еще один «пятачок» в копилочку.
      Что мы видим в итоге – а видим мы в итоге весьма традиционалистское патриархальное аграрное и бедное («бедненько, но чистенько и непритязательно») общество, ориентированное на «старину», причем и решение проблем, возникающих в процессе общежития, также ориентировано на «старину», т.е., грубо говоря, на «понятия». Как жили деды и прадеды, так и мы жить будем. Интеллектуальная жизнь носит специфический характер и к нуждам повседневной жизни (что в быту, что в управлении) мало приспособлена и редко пересекается с ней.
      Одним из следствий такого особенного пути развития культуры является то, что в той же административной сфере ориентация идет на минимизацию расходов и усилий (через концентрацию немногочисленных ресурсов на жизненно важных областях управления) и на практическую сторону, а также на поддержание численности бюрократии на минимальном уровне – как моно меньше без ущерба для ее эффективности (раздувание численности бюрократического аппарата – это после нала петровских реформ). В итоге мы имеем серьезную проблему – при господстве «сельского» менталитета и традиционности мышления нехватка средств на развитие образования ( а его нужно насаждать сверху, поскольку традиционное общество не проявляет заинтересованности в излишней учености, которая выходит за рамки повседневности – а зачем ?) порождает острейшую нехватку квалифицированных кадров, к тому и имеющих «нетрадиционные» моральные качества. Создание этой модерной бюрократии по темпам серьезно запаздывало с потребностями растущего госаппарата, работать приходилось с тем материалом, который есть, а и, что было весьма порой далеко от того, что требовалось. Но, что могло быть терпимо в Средневековье или самом раннем Новом времени, в XVIII и тем более XIX вв. было уже недостаточно.
      Вот примерно как-то так выходит в первом приближении.

«Некем взять» Pieter_Brueghel_(II)_-_The_four_seasons,_summer_(Bukarest)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Два года назад... Я не сволочь и не подонок, Вроде так, как и все живу, Но... Где-то Горловская Мадонна, С дочкой, падает на траву. Где-то, за километров тысячи, Танки залпами бьют в упор, И осколками "Градов" высечен Чей-то маленький, мирный двор. Где-то звери в людском обличии У ...
Образ нациста в современной русской культуре сложился крайне странный. Мы представляем себе высокоорганизованного офицера СС, который является частью большой государственной машины, а когда видим в телерепортажах оскотинившихся селян, маргиналов с рабочих окраин, учителей истории и ...
... 35 человек получили повестки в военкомат, 20 административные протоколы. Сотрудники полицейского главка вместе с районной полицией проверили места, на которые больше всего жаловались местные жители, например, деревню Верхние Осельки Всеволожского района Ленинградской области, по ...
1 сентября 2023; 17:12 Золотые пряди у берёзы... Модница, осенняя краса, Сыплешь на дорогу листья-слёзы, Ветром расплетается коса. Милая, родная, вот и осень; Как к лицу твой ...
Про дикдиков. Дикдик - настоящая антилопа семейства полорогих. При этом весят от 2 до 6 кг и в высоту вырастают всего до 40 сантиметров. Живут дикдики (их 4 вида) в Африке. Питаются тем, что не выедают зебры, куду и другие антилопы - самую мелкую травку около земли. От жары д ...