«Некем взять»

топ 100 блогов thor_200615.04.2024
      Несколько замечаний к вопросу, почему Благословенному оказалось «некем взять». Проблема эта носит многоплановый характер и уж точно не в одном небольшом Жужном постике их все раскрывать. Но почему бы не сделать этакий эскизец, а уж потом, когда-нибудь. Его раскрасить более основательно и сделать нечто такое историософское?
      Основа эскиза, тот холст, на который стоит нанести сперва углем контуры, а уж потом красками его закрасить – любопытная концепция Э. Тоффлера от «волнах» в развитии общества. И «первая волна» - волна аграрная, возникшая на заре цивилизации. Соответственно, общество/общества «Первой волны» - это общество/общества, основанные на преобладании в экономике аграрного сектора, который определяя и характерные черты коллективного бессознательного, сиречь ментальности. Господство «старины», «заточенность» общества под ее воспроизводство, патриархальность во всем и везде, господство (опять) авторитета, ориентация на «меру» (точнее умеренность) и, как следствие, опять же, на обычное, совсем не расширенное воспроизводство в экономике (ничего лишнего и уж точно никакой рыночной экономики) и, само собой, доминирование деревни над городом.
      Если брать «надстройку», то и здесь мы видим доминирование монархии как наиболее адекватной тем условиям формы политической организации и политического режима, трехчастное деление общества (в идеале, конечно), т.е. наличие трех господствующих Stande, oratores, bellatores & laboratores, а в правовой сфере – тотальной господство обычая над писаным правом.
      Для России раннего нового времени ситуация осложнялась тем, что она изначально формировалась на культурной «целине» , т.е. не испытала влияния греко-римской античной культуры и получила соответствующей «римской» «прививки». Это сказалось на облике русской культуры, которая носила традиционный и в значительной степени бесписьменный характер (говоря о бесписьменности , я имею в виду прежде всего письменность «формальную», «административную, а не сакральную, т.е. церковную, и бытовую) – внутриобщественные отношения регулировались в рамках традиции, и письмо для этого особо было ненужно.
      Аграризация Руси, «выключение» ее из системы трансконтинентальной торговли (с реконфигурацией торговых путей на рубеже раннего и развитого Средневековья) и не шибко благоприятные природно-климатические условия вкупе с началом «малого ледникового периода» добавили «перчинки» - бедность материальной культуры обусловила бедность и архаичность культуры духовной (тут еще «спасибо» византийцам, подарившим русичам только часть своей культурной традиции, причем не самую богатую – «аскетическую», весьма непритязательную и нетребовательную). Замедленность (по понятным причинам) темпов развития городской культуры – еще один «пятачок» в копилочку.
      Что мы видим в итоге – а видим мы в итоге весьма традиционалистское патриархальное аграрное и бедное («бедненько, но чистенько и непритязательно») общество, ориентированное на «старину», причем и решение проблем, возникающих в процессе общежития, также ориентировано на «старину», т.е., грубо говоря, на «понятия». Как жили деды и прадеды, так и мы жить будем. Интеллектуальная жизнь носит специфический характер и к нуждам повседневной жизни (что в быту, что в управлении) мало приспособлена и редко пересекается с ней.
      Одним из следствий такого особенного пути развития культуры является то, что в той же административной сфере ориентация идет на минимизацию расходов и усилий (через концентрацию немногочисленных ресурсов на жизненно важных областях управления) и на практическую сторону, а также на поддержание численности бюрократии на минимальном уровне – как моно меньше без ущерба для ее эффективности (раздувание численности бюрократического аппарата – это после нала петровских реформ). В итоге мы имеем серьезную проблему – при господстве «сельского» менталитета и традиционности мышления нехватка средств на развитие образования ( а его нужно насаждать сверху, поскольку традиционное общество не проявляет заинтересованности в излишней учености, которая выходит за рамки повседневности – а зачем ?) порождает острейшую нехватку квалифицированных кадров, к тому и имеющих «нетрадиционные» моральные качества. Создание этой модерной бюрократии по темпам серьезно запаздывало с потребностями растущего госаппарата, работать приходилось с тем материалом, который есть, а и, что было весьма порой далеко от того, что требовалось. Но, что могло быть терпимо в Средневековье или самом раннем Новом времени, в XVIII и тем более XIX вв. было уже недостаточно.
      Вот примерно как-то так выходит в первом приближении.

«Некем взять» Pieter_Brueghel_(II)_-_The_four_seasons,_summer_(Bukarest)


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В начале 90-х разговаривала я с одним чеченцем. В гостях у другого чеченца - всемирно-известного, отчасти помнившего депортацию и жизнь в изгнании. Мой визави был лет сорока с лишним, по всему - человек "видавший виды". Хорошо упакован, богат, золотая печатка на среднем пальце и прочие п ...
Так же тщетно, как объяснять людям вне рисёча, что исследования – серьёзная и важная штука. Но мне не привыкать. На Research Expo в этом году демонстрировала красивую фигуру и ...
Осень - это время уютного чтения в мягком кресле, под теплым пледом, с котиком на коленках и вкусным чаем, особенно, когда дождь за окном. Этой осенью хочу прочитать: "Осеннее преступление" А. де ла Мотт "Осень в Петербурге" Дж. Кутзее. И в энный раз пересмотреть "Легенды осени", "Осень ...
Крайне много убитых среди полицейских (на иврите шотрим). Очень жалко ребят. Полицейская работа не предполагет настоящие боевые действия. Шотер/полицейский должен спасать гражданских, в первую очередь. Да и табельной пукалкой 22 калибра нет варианта вообще что-то сделать. Авторитет этих ...
Эта железнодорожная станция была построена в комплексе других зданий и сооружений Московской окружной железной дороги в 1908 году. Самым интересным из старых зданий станции сохранившихся до наших дней является казарма, арх. А.Н.Померанцев, инж. ...