Повем-ка я тайну не-врагам
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Повем-ка я тайну не-врагам Повем-ка я тайну не-врагам](/images/main/povem-ka-ya-taynu-ne-vragam-5092d3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/diak_kuraev/17549268/1156367/1156367_800.jpg)
Комментаторы предшествующей записи недоумевают по поводу вот этого фото
![Повем-ка я тайну не-врагам Повем-ка я тайну не-врагам](/images/main/povem-ka-ya-taynu-ne-vragam-448771.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/m_a_f_u_s_a_l/80578224/248316/248316_900.png)
Это не фотомонтаж и не фейк.
Можно сказать, что это реакция на мой протест.
В 2011 году патриарх Кирилл явочным порядком ввел сомнительное новшество: освящение множества чаш на одной Литургии.
Я это оспорил https://diak-kuraev.livejournal.com/253424.html
и был поддержан большинством духовенства.
А патриарху нравились большие собрания бездействующих «сослужителей», которые лишь передвигаются по храму обильными нестройными шеренгами, но никак иначе в службе не участвуют и даже в алтарь не допускаются.
Для их причастия нужно было или множество обычных чаш, или одна огромная.
Еще патриарх нашел третий вариант — откровенно антиканонический: «сослужителей» из массовки стали причащать из чаш, освященных за ранней литургией без их присутствия и участия. В ХХС чаши поднимали из нижнего храма в за-алтарную галерею верхнего храма перед «Отче наш». Священники причащали себя сами из них — без допуска в алтарь и без епископов. (https://diak-kuraev.livejournal.com/756144.html)
А с огромной чашей поступают так: первую половину литургии они стоит пустая на жертвенике.
Перед Великим Входом (на Херувимской) в нее вливают один маленький ковшик вина. Почти пустую чашу два священника проносят по солее и на полминуты вручают патриарху. Причем священники помогают ему держать эту чашу. Они же далее ставят ее на престол (см https://www.youtube.com/watch?v=Hr9cyPmFpws 1 час 23 мин 10 сек).
Потом из нескольких кувшинов в эту чашу вливается вино (В данном случае, кажется, было шесть более чем литровых кувшинов — см. 1 час 31 мин 30 сек).
И по освящении содержимое этой чаши большими ковшиками разливается по малым чашам. Из самой огромной чаши никто не причащается. Патриарх ее не поднимает ни разу.
У греков вообще разрешается добавлять вино в чашу по ходу причастия — по мере убавления ее содержимого (в России за это лишают сана)
Ну, а для диаконов это потом очень непросто — «потребить» ее и замыть. Это делают дружным коллективом.