Постколониальные исследования и деколонизация: наука и идеология

топ 100 блогов ninaofterdingen17.01.2025 Как недавно говорил Алексей Миллер, постколониальные исследования – это наука, тут есть о чем дискутировать, и это часто бывает интересно. Деколонизация же – это идеология, обосновывающая претензии некоторых групп на власть, и тут ничего научного нет и близко, просто политика. Добавлю от себя, что антиколониализм никогда не работает в пользу русских. Вот еще один тому пример в речи президента Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтера Фелингера (https://t.me/historiographe/17377).

Я знаю примеры и поближе. Во времена Украины в Луганске существовала литературная группировка СТАН, деятели которой, Ярослав Минкин и Константин Скоркин, очень хотели быть русскоязычным меньшинством на Украине и получать все те плюшки, которые полагаются меньшинствам в европейских государствах. Надо ли говорить, что из этого ничего не получилось. Минкину пришлось перейти на украинский, а Скоркина спасла от этой участи только эмиграция в Москву, где до 2022 года он себя прекрасно чувствовал в либеральной среде столицы, сделавшись экспертом по Донбассу. Что-то подобное в постсоветское время происходило во всех постсоветских государствах.

Я не знаю случаев, когда Россия продвигала бы деколонизацию в пользу русских за рубежом в странах их компактного проживания. Что делается в этой сфере, делается против нас.

Постколониальные же исследования стали для меня открытием 2024 года. Как пишет классик и основатель Дипеш Чакрабарти, такие понятия как прогресс, модерность, модернизация, историческое развитие возникли в Европе XVIII – XIX вв. без опоры на эмпирические исследования, просто из головы придумавших это философов. Было бы очень странно, если бы эти понятия адекватно отражали реальность других обществ. Они и не отражают, многочисленные срывы модернизации в ХХ веке служат тому примером. Постколониальные исследования призваны показать, в чем именно несовпадения, почему это происходит и какие другие категории осмысления возможны.

Некоторые вещи прямо находка: универсальный чувствующий субъект, модель семьи, субъект политических изменений и прогрессивных преобразований. На примере бенгальской культуры Индии автор показывает, как эти конструкции, живущие в общественном сознании в том числе и России, разрушаются и распадаются в Индии, и начинают обозначать совершенно немыслимую для Локка, Руссо или любого другого европейца идею. Я всё собираюсь написать об этом. Пока же по этим темам можно почитать книгу «Провинциализируя Европу».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Меня зовут Владимир, в ЖЖ в основном пишу посты на гендерную тему под ником Оладух. Летом я уже выкладывал аналогичный пост и в свой журнал и в профильное сообщество. А сейчас речь о московских буднях. Уже больше месяца я фактически на вахте, и не имею времени даже зайти на мамбу по ...
        Однажды, пребывая в Архангельске, на Двине Петр Первый увидел огромное количество различных барок и прочих судов и поинтересовался, ...
«Зайти с козырей» Наша иррегулярная рубрика «Мнение» снова в строю. Поддавшись на вражескую провокацию, посмотрел т.с. «премьеру года». На самом деле нет. По моим скромным подсчетам, только на онлайн-рекламу в Восточной Европе и РФ было потрачено не менее $2 миллионов. Я уж не ...
До весны один месяц! Ура!!! А там уже и лето не за горами. (я конченый оптимист, да, я это знаю) На этой укороченной неделе осталось работать всего два дня, а потом будут три дня абсолютнейшего счастья, с баней, прогулками и, главное, вместе. Я стала ...
Ну что можно сказать об овощных оладьях, кроме того, что любят их очень многие. Лето – самое время, чтобы готовить их почаще, тем более, добавление к привычному рецепту каких-либо новых ингредиентов, позволяет каждый раз получить что-нибудь новенькое. ...