"Послушайте, Мону Лизу нельзя очистить, так что перестаньте спрашивать, хорошо"?


Нет ничего более приятного, чем видеть, как что что-то очищается. Будь то ржавый старый рубль или шедевр, зрелище, как слои грязи и возраст убираются - действительно завораживает.
Поэтому, когда художественный эксперт Филипп Молд выложил видеофильм о том, что он очистил 400-летнюю картину, народ начал требовать, чтобы Молд отреставрировал Мону Лизу. Люди просто хотят увидеть Мону в ее первозданном виде, какой она появилась в 1506 году.
Неужели это необоснованное требование? Ну…, да, потому что восстановление шедевра да Винчи уничтожило бы холст.

А работает Молд очень здорово, он реставрирует картины, стирая с них старый пожелтевший лак при помощи растворителя. После обработки даже коричневые лица с портретов сияют белизной, а краски приобретают свой изначальный цвет.
Филип Молд — искусствовед из Британии. Он начал увлекаться искусством в юности, в течение двадцати лет был советником по искусству в Вестминстерском дворце, для которого нашёл около двухсот работ из разных частей мира.
За свою работу с живописью Молд в 2003 году получил звание офицера Ордена Британской империи.

Он создал мощный бизнес по продаже картин многовековой давности.
В 2017 году мастерство Молда в обращении с живописью оценили в социальных сетях, когда популярным стало видео, где он очищает портрет женщины 17 века.
Я писала об этом, но стоит напомнить: Реставрация портрета длилась 3 месяца.


Молд уверяет, что мастичный лак на картинах сотни лет назад создавался из натуральных продуктов, поэтому со временем под действием воздуха и влаги он может полностью скрыть изображение на холсте.

Как выглядел таинственный четырёхсотлетний принц Генри до и после очистки. Мастичный лак, который сделан из смолы дерева, с течением времени разлагается и становится жёлто-коричневым.
Реставрация Филиппа Молда.
И эта:

Тщательное удаление поздних перекрашиваний показывает модный в то время свинцово-белый елизаветинский цвет кожи и кракелюр — трещины на краске, являющиеся нормальными для подлинной картины 16 века.

Приписывается Джону Гринхиллу. Девочка с гвоздикой (1644-76)

Портрет соблазнительной болонской актрисы Лавинии Фонтаны 1585 года.

Большинство картин, которые реставрирует мастер, принадлежат малоизвестным авторам. Однако пользователи социальных сетей, обнаружив таланты Молда и его сотрудников, задались вопросом: почему подобной реставрации не подвергают творение да Винчи — картину «Мона Лиза».

Копия Моны Лизы, сделанная одним из учеников Да Винчи, недавно отреставрированная (Фото: Museo Nacional del Pradio)
Пользователь Tumblr Элеанор объясняет, что произойдет, если кто-то попытается реставрировать шедевр. Она пишет, что Мона Лиза — это глазурованная картина - на поверхности нанесены слои тонкой глазури (смесь пигмента и масла). Это должно придать холсту ощущение освещения. Глазурь делает холст невероятно хрупким - «настолько хрупким, что многие реставраторы не хотят работать с ним, потому что это чрезвычайно сложно, и усилия по сохранению могут пойти не так по многим причинам».
Глазури и лаковые слои имеют аналогичный химический состав, поэтому реставратор может случайно сломать слои глазури при удалении лака - это то, что произошло в 1809 году во время первой реставрации картины.
«у Моны Лизы откровенно смешанное количество слоев глазури на ней», и это снова делает ее «очень хрупкой, с бесчисленными слоями очень тонкой краски, многие из которых треснуты в хлопья или обесцвечены».

В общем, лучше ее не трогать.
Tumblr Элеанор
Twitter: Philip Mould