За унылым листом - история греха и цензуры католической церкви
tanjand — 15.04.2018Рассмотрим маленький кусочек листвы, который на протяжении веков защищал гениталии известных библейских фигур в обнаженных скульптурах. Это растение стало синонимом греха, пола и цензуры. Цезура смешит даже студенчество, не говоря уже о взрослом зрителе, вот вечный стих, который почему-то не хочет умирать:
Стоит статУя,
Глазами вниз,
А вместо ***,
ФигОвый лист.
Студенты художественных заведений и просто здравомыслящие люди, которые прекрасно знают, что находится у человека ниже пояса, смеялись, смеются и будут смеяться над цензурой, мешающей воспринимать красоту человека.
Но у нас есть история искусства, в котором художники решили изобразить наготу, даже когда ее считали табу, - поблагодарим их за это.
Возьмите знаменитую скульптуру Микеланджело Давида (1501-04), мускулистое, откровенно обнаженное изображение библейского героя. Шедевр вызвал грандиозный скандал между художником и католическим духовенством, когда Давида установили во Флоренции в 1504 году. Вскоре после этого скульптурный фаллос фигуры был опозорен гирляндами из бронзовых фиговых листьев. Власти постарались.
60 лет спустя, за несколько месяцев до смерти Микеланджело, католическая церковь издала указ, в котором требовалось, чтобы «фигуры не были нарисованы или украшены обнаженной красотой, вызывающей ... похоть».
Духовенство начало крестовый поход, чтобы замаскировать пенисы и лобковые волосы в произведениях Италии. Чем их прикрывали?? Ветки, листва, чаще всего, фиговый лист — это одна из самых значительных художественных цензурок истории.
Но роль фигового листа в истории искусств начинается не с Микеланджело. Культурное значение растения можно проследить от рассказа про Адама и Еву.
Дуэт, прозревший и пристыженный своей наготой, «сшивал фиговые листья вместе и укрыл себя фартуками», как описано в Книге Бытия.
Эта история, которая стала неотъемлемой частью религиозных учений, а в канве истории искусств мы говорим о христианстве, заявила своей пастве, что нагота позорна.
К средневековой эпохе искусство, заказанное католической церковью, в основном представляло наготу как грех; изображали людей, которые отправлялись в ад. Голый? Гореть тебе в аду! Ну бессмыслица же! Тем не менее, она владычествовала.
Но …, ура! Все начало меняться в 1400-х годах, когда итальянские художники - благодаря растущему интересу к древностям и раскопкам - вновь открыли классическое римское и греческое искусство.
Эти древние мраморные скульптуры были созданы в то время, когда точеные обнаженные тела представляли честь и достоинство, в отличие от аморальности и порока, как идеи, навязанной средневековыми мракобесами.
Вот Донателло, который вдохновился простой и чистой идеей, и стал чтить ню во всей красе.
Это была новая идея в его родном городе Флоренции, где католическая церковь обладала огромной властью. Его бронзовое исполнение Давида (около 1440 г.) было названо учеными как первая известная скульптура, изображающая совершенно голую фигуру со времен древности.
А потом - Микеланджело. Даже после того, как в начале 1500-х годов получил обвал критики за своего Дэвида (в гораздо большем масштабе и с более выраженными физическими атрибутами, чем у Донателло), он продолжал включать наготу в свою работу.
В 1540-е годы, спустя 40 лет после его фиаско с Дэвидом, он снова попался цензуре, которую возжелала церковь - на этот раз, фрески в Сикстинской капелле.
Влиятельные фигуры в Ватикане были недовольны росписью. Кардинал Карафа и монсиньор Сернини призвали к цензуре, а Бьяджо да Чезена, мастер церемоний папы, назвал картины «пригодными для общественных бань и таверн». По его словам, «позорно, что в таком священном месте должны были быть изображены все эти обнаженные фигуры, разоблаченные так постыдно».
Вот эти страстные замечания и запустили кампанию «Фиговый лист», которая была оформлена в декрете Совета Трента 1563 года, запрещающем «все распутство» в религиозных образах.
Обнаженная скульптура по всей Италии, и особенно в Риме, вскоре одета в металлические фиговые листья.
Монтень писал, что «многие красивые и античные статуи» были «кастрированы» в Риме по приказу Папы Павла IV. (Верьте или нет, некоторые слышали, что ящик кастрированных пенисов все еще может прятаться где-то в Ватикане.)
Кампания также не пощадила картины. Области Последнего Суда Микеланджело (1533-41), считавшиеся сомнительными, были закрашены дважды в 1500-х годах, а затем снова в 1700-х годах, небольшими пеленками и набедренными повязками.
А между 1758 и 1759 годами Папа Климент XIII собрал множество скульптур в коллекции Ватикана с фиговыми листьями.
Явление фиговых листьев распространилось и за пределы Италии. Когда Великий Князь Тосканский подарил копию Микеланджело Давида королеве Виктории в 1857 году, большой лист был быстро вылеплен, чтобы «пощадить краснеющих женщин», согласно Музею Виктории и Альберта (V & A).
К счастью, лист был изготовлен таким образом, чтобы его можно было легко удалить. Сегодня скульптура стоит полностью обнаженной в V & A, в то время как маленькая витрина рядом с ним содержит большой лист
За последние 40 лет или около того, Адам и Ева Масаччо (1427) и Последний суд Микеланджело также были восстановлены. Чтобы почтить оригинальные видения художников (и, хотя бы частично убрать ущерб, нанесенный кампанией Fig Leaf), некоторые из нарисованных набедренных повязок и листьев были тщательно удалены с их оригинальных поверхностей.
Но тем не менее, цензура и моральные дилеммы нависают над искусством и по сей день. Все еще, да ...
|
</> |