Последний Контракт Наступает... (все вымпелы вьются и цепи гремят)
smoliarm — 28.06.2024 NASA заключила контракт с компанией SpaceX на конструирование и изготовление USDV - United States Deorbit Vehicle."Deorbit" - в данном случае означает сведение с орбиты весьма крупного объекта - МКС.
В качестве КДПВ - сегодняшняя конфигурация МКС:
Теперь - несколько деталей по контракту. И в целом - по финальному периоду МКС.
Первое:
заголовки типа "SpaceX будет могильщиком МКС!" или "SpaceX уничтожит МКС" - это всего лишь броские заголовки, которые - как водится - не соответствуют действительности.
Сводить с орбиты МКС будет НАСА - вполне самостоятельно и единолично.
И то, что НАСА при этом будет использовать приборы и инструменты, предоставленные различными субподрядчиками -
- не меняет суть - ни юридически (ответственность лежит на НАСА), ни фактически (решения принимает НАСА, действия совершает - тоже НАСА).
В этом заключено ключевое отличие данного контракта, USDV, от контрактов по доставке на МКС астронавтов (CCT) или грузов (CRS):
Здесь, в рамках контракта USDV, НАСА покупает у подрядчика конструкцию и изделие, становится их полноправным владельцем и, главное, оператором изделия.
Напротив, в контрактах CCT и CRS - НАСА покупает у подрядчиков только сервис, а владельцами и операторами - Драконов, Сигнусов и Старлайнеров - являются сами подрядчики.
Так что затопителем МКС, а также её могильщиком и уничтожателем - будет НАСА. И никто другой.
Второе:
Планы по USDV были объявлены ещё прошлой весной, Кэти Людерс тогда объявила о предварительной оценке бюджета программы.
А также что НАСА надеется уточнить планы с представителями космоиндустрии.
И строго говоря, мало что известно по начальной фазе USDV: прошлой осенью был объявлен "request for proposals" - и вроде бы это всё.
Список участников в тендере - открыто не объявлялся. Критерии оценки предложений не публиковались, final evaluation -тоже.
Да и был ли тэндер? - тоже неизвестно.
Что, впрочем, не так уж необычно - если в основе проекта имеется "sensitive matter".
И здесь мы плавно переходим к третьему пункту
Третье:
То, что в английском официальном языку называется "rationale".
Дело в том, что сведение МКС с орбиты всегда было обязанностью Роскосмоса.
Собственно, Роскосмос отвечал за рутинную коррекцию орбиты Станции - ну и финальное затопление МКС в Тихом Океане тоже их обязанность.
Может кто помнит, был даже опубликован детальный план с расчётами - сведение МКС с орбиты тремя Прогрессами.
Однако:
Вот что сказал Администратор НАСА, Bill Nelson, выстпая перед членами Комиссии по науке Палаты Представителей:
«We don’t know what the president of Russia is going to do, and we could be in an emergency situation that we have to get this structure that is as big as a football stadium down, and down safely, in 2031»
Простыми словами - "мы не знаем, что им придёт в голову"
Кроме того, в формулировке Marcia Smith: «While Russia continues to participate in the ISS program much as it did before, whether it will still be an ISS partner in 2030 is unclear».
А простыми словами - "мы не знаем, будет ли Россия партнёром МКС в 2030 году"
Вот такой rationale у проекта USDV.
Четвёртое:
Финансовый аспект: сумма контракта составляет $843 million.
Это включает разработку USDV и изготовление, запуск на орбиту будет куплен отдельно.
Поскольку уже появились недоумевальщики, которые никак не могут понять, "за что тут платят такие бешенные деньги?",
то стоит разобраться с этим аспектом, по крайней мере - сопоставить.
Итак, для сопоставления - контракты NASA-SpaceX по проекту COTS (CRS) на разработку грузового Дракона.
Там было два этапа - $278M и $395M, плюс несколько небольших adjustments, всё в сумме - порядка $680M.
На эти деньги надо было разработать *систему доставки* (Falcon 9 plus Dragon) и провести два-три демо-полёта -
- для подверждения перформанса и выявления/устранения возможных недостатков.
Сразу следует отметить, что бешенного отличия нет - 843 больше 680 на 24% - всего лишь.
Далее, разработка USDV уникальна в том, что это буксир, которому предстоит *ворочать* внешний груз в 450 тонн.
И самое главное - никаких "демо-полётов" у USDV не будет, да и быть не может.
Эта игрушка должна сработать с первого раза - без репетиций - и на все 100%.
Иными словами, в проекте USDV - очень высокие требования к надёжности всех узлов,
и все системы должны быть спроектированы с многократным/многоуровневым дублированием.
Собственно, этим, по-моему, и объясняется выбор НАСА - Драконы компании SpaceX продемонстрировали рекордно высокий уровень надёжности.
Дополнительная литература:
NASA, News Release: «NASA Selects International Space Station US Deorbit Vehicle»
Abbey A. Donaldson, June 26, 2024
Spacepolicy ONLINE: «NASA picks SpaceX to build ISS deorbit vehicle»
By Marcia Smith, June 26, 2024
Space NEWS: «NASA awards SpaceX contract for space station deorbit vehicle»
By Jeff Foust, June 26, 2024
И ещё одна статья - от НАСА - где разбирают альтернативы затоплению и объясняют - почему затопление действительно лучший вариант.