После "Гинденбурга"


Казалось что катастрофа немецкого дирижабля Гинденбург поставила крест на жестких дирижаблях. Но это не совсем так. Немцы вовсе не собирались прекращать их эксплуатацию, тем более что в процессе строительства у них находился дирижабль LZ-130, который они решили назвать Граф Цеппелин. Это был брат, но не совсем близнец сгоревшего Гинденбурга.
На фото их легко отличить по одной детали

Если Гинденбург имел мотогондолы у которых пропеллеры были установлены сзади , то у LZ-130 они были установлены спереди

И это было не просто косметическим изменением.
Дело в том что катастрофа Гинденбурга имела еще и то следствие, что американский конгресс разрешил продажу гелия за рубеж. До этого он считался стратегическим материалом и не подлежал продаже. Но теперь немцы могли его купить. И новый Граф Цепеллин должен был быть наполнен гелием. Это решало проблемы с пожароопасностью, но порождало ряд других.
Так вот мотогондолы с пропеллерами спереди и были попыткой решения одной их таких проблем.
Дело в том что гелий был дорог, а значит надо было его экономить. В полете Гиндербург расходовал топливо и становился легче. Чтобы это компенсировать — постепенно выпускали водород и вновь утяжеляли воздушный корабль. Однако, просто выпускать гелий было нельзя. Слишком дорого, да и американцы не могли продавать его в слишком большом объеме. Однако сами американцы уже решили эту проблему при эксплуатации своих дирижаблей Акрон и Мекон. В выхлопных газах моторов содержится водяной пар. Если его охладить он превратиться в воду, которую можно собрать и тем самым частично компенсировать вес израсходованного топлива. На бортах Акрона и Мекона били смонтированы специальные конденсаторы. Они работали, но были довольно тяжелыми. Кроме того от выхлопных газов они активно коррозировали, и была даже идея их снять, а вес сгоревшего топлива компенсировать забором воды из океана. Но гибель Мекона сделала такие переделки неактуальными.
Немцы тоже решили установить конденсаторы для воды на LZ-130. Однако они смонтировали их не на оболочке, а внутри мотогондол. Пропеллеры установленные спереди, не только создавали тягу которая двигала дирижабль, но и прогоняли воздух свозь мотогондолы, а значит и сквозь конденсаторы установленные в них. Проблему коррозии немцы решили введением специальных добавок в топливо. Кроме того они увеличили и содержание в нем водорода, а значит и выход воды. Казалось что Граф Цепеллин скоро выйдет на трансокеанские трассы, а потом начнется строительство еще более крупного LZ-131.
Но тут Гитлер провернул аншлюс Австрии, а Рузвельт запретил продажу гелия Германии. И все усилия по созданию системы конденсации воды из выхлопных газов оказались ненужными. LZ-130 полетел наполненный горючим водородом. Но тут уже нацисты решили не рисковать и отказались от его коммерческой эксплуатации. Он совершал показательные полеты , но так никогда и не совершил ни одного пассажирского рейса. А потом его просто ввели в ангар, выпустили газ и эра жестких пассажирских дирижаблей завершилась окончательно. Впрочем начало второй мировой войны и так бы привело к окончанию их эксплуатации...
А вот на картинке Вальдемара Казака LZ-130 парит ;) Его легко узнать по пропеллерам установленным спереди мотогондол...