Поселок Солнечный: мистическое и социальное
mashenka_sench — 19.07.2023
Некоторые населенные пункты Усть-Майского района живут золотом, причем золотодобытчики преимущественно частники. Участков осталось не очень много; работать туда едут со всей России, а до последнего времени и Украины. У местных жителей редко есть нужная квалификация, поэтому золотодобывающие поселки становятся все мельче и мельче: постоянного-то населения там почти нет.
Мы побывали в трех таких поселках: Солнечный, Звездочка и Югоренок. В Солнечном у нас происходила сплошная феноменология религии: мы видели человека с индивидуальным путем к Богу (через скорби и страдания); человека, мучимого бесом, и человека, у которого в голове творится какое-то безумие, полностью отражающее взаимоотношения Церкви, государства и общества. По-настоящему отражающее, а не этот ваш «Левиафан». Если кратко: это не Церковь отнимает землю у частного лица руками государства, а местная администрация пытается уговорить частное лицо оформить построенный им храм. Частное лицо – золотодобытчик – шлет всех на три буквы.
Он еще и часовню на кладбище отгрохал – тоже «для людей, а не для попов», всю в золотых иконах.
(Мужика даже жалко, на самом деле – у него предки из репрессированных, он о них память оставить хочет, просто в церковной жизни не шарит, а деньги девать некуда. Но, как говорится, Can’t Buy Me Love.)
Больше спойлерить не буду. На эту тему была написана драма «Бегемот», которую я выложу в следующем номере нашего Живучего, как таракан, Журнала.
Солнечный раньше был районным центром, хотя стоит посреди леса и гор. То есть буквально выходишь из домика на краю поселка – и оказываешься в тайге. Мы один раз так даже заблудились слегка. Нас поселили в гостинице – домик такой типа дачного, вокруг тоже дачные домики, а за ними лес. На участке вокруг домика есть теплица, в которой что-то даже немножко растет (кажется, огромный укроп был), а зайти на участок можно через суровую северную калитку.
Жители свой поселочек любят.
Елена, кстати, услышав, что я дальше еду в Арктику и мы хотим помочь людям по мелочи хотя бы, сказала: «Минуточку», — и принесла мешок лекарств. Не очень сложных: всякие АЦЦ, каметон, что-то от сердца — но нам в итоге были очень благодарны. Оказывается, она держала аптеку и как раз собралась ее закрывать — и решила нам отдать оставшиеся лекарства.
Раньше в этих местах (местность Ыныкчан) был лагерь – между прочим, именно здесь мотал срок Глеб Якунин, правозащитник и (какое-то время) священник. Место завораживающе красивое. Коренные жители – эвенки – где-то в окрестностях ходят со своими оленями, но мы с ними не встречались.
Вновь печальное: здесь очень много пьют, и пьют до инвалидности и даже смерти (замерзают на сорока-пятидесятиградусном морозе, остаются без рук и ног). Впрочем, как я сказала, тут много всякой наглядной духовности – у нас на службе, в частности, стоял человек с ампутированными конечностями, который после этой трагедии уверовал, крестился и женился на побухивающей женщине, и теперь они вместе не пьют и даже принесли крестить ребенка.
Еще крестились три прекрасных эвенкийских мальчика разных возрастов – им было очень интересно и радостно: слушали все внимательно-внимательно и просто ликовали в сам момент крещения.

Приносила крестить младенца очень разновозрастная пара: она на днях достигла совершеннолетия (не успела школу закончить, а выглядит вообще лет на пятнадцать), а ему где-то тридцать пять. Кстати, тоже эвенки, но оседлые – поэтому особого умиления не испытываю. Если в традиционных обществах очень ранние замужества – норма, то в условно городской среде, как правило, это признак неблагополучия. Тем более, если она школьница, а он очень взрослый. То есть я не хочу начинать популярные причитания «педофилы наших девочек совращают», но практика показывает, что такие связи начинаются спьяну или в не очень здоровой среде таки вследствие совращения несовершеннолетней, и можно только молиться, чтобы ситуация вырулила в какой-нибудь конструктив. В данном случае, кажется, ребята неплохо живут вместе: оформили брак, она не производит впечатления забитой и затюканной, ребенок выглядит здоровым, отец им тоже занимается. Совет да любовь, короче, только доучиться бы молодой маме не мешало все-таки.
Запрос на религиозную жизнь очень высокий. Мы приехали на два дня, и к нам дважды приходили креститься, а еще мы служили Литургию. Все это происходило в местном ДК – герой нашей драмы, храмоздатель-золотодобытчик, заявил, что попам часовню не отдаст, поэтому мы в ее сторону даже не смотрели. Ну и не очень-то и хотелось. Отец Тихон сказал, что она похожа на цирк. Мне скорее понравилось, но ситуация цирковая, конечно – кстати, как-то обсуждался уже термин «воцирковление», так это оно. Будет у нас тут, по анекдоту, синагога, которую мы игнорируем.
Зато на нашей Литургии все было очень уютно и по-домашнему: служили опять-таки по-русски, потому что многие впервые слышали слова службы. Пела ваша покорная слуга довольно мерзким голосом, но византийский хор и капеллу мальчиков собрать не успели, к сожалению.

Дети после просмотра мультика задавали вопросы. Именно здесь маленькие вредные девочки (младшие подростки) попросили отца Тихона изгнать беса из мальчика – бедный Тихон еле жив остался.
Еще одна девочка спросила, можно ли ей купить такой же наряд, как у меня. Я детей боюсь, а они меня нет – опять сказали мне, что я очень добрая. На прощание у нас были обнимашки, как свидетельство моей доброты.
Про остальные поселки расскажу позже.
Накрутка друзей в Одноклассниках: как увеличить активность без риска
1990-е на снимках Игоря Стомахина. 1980-е-1990-е. «Вокруг рока»
Минский вояж. 2025. 1. Орёл – Москва – Минск
Преступление в кабаке
Волшебная дверь на вторник 21 октября 2025
Байка на ночь: Откровения людоедов
Самое эффективное предприятие в истории человечества
О неправильных коммунистах
16 октября ● "День шефа", "День северного ветра" и не только...

