Портрет, фотография, селфи: как мы воспринимаем себя?

топ 100 блогов otrageniya26.01.2020

Портрет, фотография, селфи: как мы воспринимаем себя? Ой, Мама Вера! Так хочется быть красивой!
Я б тогда за всех обманутых девчат отомстила.
Вот иду я, красивая, по улице, а все встречные
ребята так и столбенеют, а которые послабее –
так и падают, падают, падают и сами
собой в штабеля укладываются!

Из фильма «Девчата»

Однажды я работала с девушкой, пережившей ребёнком ужас войны в Югославии, и воспоминания об этом навсегда сделали её глаза грустными. Только от улыбки её красивое, но строгое и напряжённое лицо иногда оживлялось. И как-то в разговоре со мной она сказала: «Войны нашего прошлого оставляют неизгладимый след в наших лицах…»

Это действительно так. Я замечала, что видимый возраст проявляется не столько в морщинах, а в выражении глаз, уставших, точно погасших от времени. Ни старение кожи, а жизненный опыт выдаёт нас. Это легко проверить, сравнивая фотографии разных лет известных моделей или актрис. Даже скрупулёзно отретушированное зрелое и «хорошо сохранившееся» лицо отличается от «юного оригинала» изменившимся выражением глаз – еле уловимой переменой мимики. С этими признаками времени пока не может справиться даже искусный ретушёр.

Фотосессия с девушкой из Боснии была дружеской, ни к чему не обязывающей, но моя знакомая, словно не веря в успех, так сильно волновалась, что практически заставила меня показать с камеры несколько «сырых» изображений, чтобы развеять свои сомнения – наверное, было бы тяжело дожидаться готовых фотографий в неведение. Молча разглядывая крохотные картиночки, она разочарованно вздохнула и тактично заметила, что моя работа как фотографа прекрасна, но самой себе на фото она не нравится.

– Почему? – спросила я, чувствуя и досаду, и раздражение, повторяя про себе эти слова, точно пережёвывая их, пытаясь понять. Что же остаётся «хорошего» от портрета, если его суть, то есть сам портретируемый, себя не воспринимает?

– У меня грустные глаза… – пояснила девушка.

И вдруг я поняла, что она, не говоря мне, надеялась на радостные и счастливых фото на память, возможно, для соцсетей, в то время как я увлеклась созданием эмоциональных портретов, пытаясь как можно лучше передать именно человека. И если его душа выражалась в напряжении и боли – могла ли я, имела ли право как фотограф, менять внутренний мир человека в угоду приятной лёгкости восприятия?

Было интересно, что моя знакомая часто делала автопортреты («selfie») для Инстаграма, и на них она тоже пыталась казаться счастливой. И я почти верила её солнечной улыбке и ямочкам на щеках, но всё равно не могла прогнать ощущение, что её глаза были, как всегда, наполнены грустью. Когда я деликатно спросила об этих фото, она ответила, что «селфи» ей нравятся, потому что она знает, когда выглядит хорошо, и наедине с собой может расслабиться.

Выходило, что «селфи» – это виденье, или желаемый образ, себя, производимое другим на показ, но нередко созданное в уединении, в дали от любопытных, а, возможно, и осуждающих глаз?

В 2017 году в Лондоне в книжном магазине, рядом с музеем современного искусства, я случайно нашла толстую, тяжёлую книгу в серебряной обложке, в которой, как в кривом мутном зеркале, можно было увидеть своё отражение. Рельефный шрифт названия проступал на блестящей поверхности: «Selfie: How We Became So Self-Obsessed and What’s It Doing To Us» («Селфи. Почему мы так зациклены на себе и как это на нас влияет») – оно говорило само за себя. Я пролистала книгу и грустно вернула её на полку, понимая, что из-за веса, не смогу привезти домой, но решила купить позже.

А пока, спрашивала иногда разных людей о том, почему они делают «селфи» и получала один и тот же ответ: «Я знаю, как мне нравится видеть себя!»

Потребность во внимании привела к тому, что селфи не делали только ленивые, но и они постепенно сдались. Помню, как несколько лет назад, моя лента подписки Инстаграма бомбанула изображениями друзей и коллег. И однажды вместо того, чтобы вдохновляться новыми идеями, затерявшимися среди бесчисленных плодов нарциссизма, я замерла в яростном порыве, чуть не разбив телефон, потому что видеть цифровой мусор сил больше не было. Я отписалась от многих страниц, быстро наполнявшихся «самофото».


Позже я мысленно возвращалась к ситуации с девушкой из Боснии, и поняла, что причиной непонимания между нами стал конфликт ожиданий: она, довольно хорошо зная меня, забыла о моём вечном стремлении запечатлеть человека настоящим, живым; ну а я – забыла, что моя знакомая не любила самого слова «портрет», за его фокус на внутреннем мире человека, за попытку обнажить скрытое. Иногда в разговоре она просто забывала его, напряжённо подбирая синоним, тогда как для меня слово «портрет» было первым из всех возможных названий для изображения человека.
И хотя та съёмка была творческим сотрудничеством, отправляясь в студию, я не напомнила себе, что девять из десяти человек, за деньги или бесплатно обращающихся к фотографу, думают об одном: «Фотограф, сделай мне красиво

Каких только фраз я не слышала в студии во время фотосессий: «Вы сделаете меня красивой? Я хочу иметь красивые фотки!», «Укоротите мне нос, пожалуйста!», «У меня шикарное тело! Я сильный! Вы покажете это на фото?» «Хочу секс на фотографиях, сделайте, чтобы был секс!!!» «Вы похуд`ите меня немножко?», «Хочу, как тут!» (тыкают пальцем в обложку Vogue) – и т. д. Фотографа принимали за пластического хирурга, косметолога или психотерапевта.

Так я открыла нечто важное: как в действительности мы воспринимаем себя и других, как не уверены, неумолимы по отношению к себе. Мы видим лучшее всегда недосягаемым и далёким, принадлежащим кому угодно, но только не нам. Много я встречала таких проявлений и у моделей – женщин, которых желает так много мужчин, и которым ещё больше завидует женщин – но их неуверенность в себе лишь усиливается. И тогда недовольство человека собой уже не связано с мастерством фотографа: происходит просто подмена понятий – образов себя реального и желаемого, или же – реальный образ замещается чудовищным идеалом, возникшим от душевной травмы отрочества, или от неразделённой любви, или холодного и жестокого окружения, в семье или школе, неспособного к похвале и поддержке. И конечно, приобщилась к этому индустрии моды, с её культом красоты, воспеваемым также косметическими компаниями и поп-культурой.

И я, как фотограф, напрасно гналась за недостижимым – признанием своих моделей. Это неприятно, а иногда и страшно слышать недовольство человека, который только что получил свои фото, не рад им и пытается спихнуть на фотографа ответственность за проблемы собственной самооценки. Часто люди настолько мучительно недовольны собой, потому что не знают, какими вообще хотят себя видеть и кем быть, а то и вовсе надеются, что на снимке, вместо них, появится кто-то другой, совершенный – размытый образ, наделённый сильными характеристиками: «идеальный», «шикарный», «роскошный», «сногсшибательный» и т. п.

Представление модели о самой себе, как блуждающая цель – попасть в неё почти невозможно. Девушки найдут в фотографии миллион недочётов, потакая самоощущению, не воспринимая изображение как результат творчества и техники, но только как отображение их внешности. Такое недовольство съёмками, за исключением журнальных, со временем вырабатывает в них разумное, равнодушно-философское отношение. Взглянув на готовые фотографии, подтвердив про себя ожидаемое, они вежливо и сухо благодарят за проделанную работу и часто навсегда исчезают из жизни фотографа.

Но бывают и те, кто не хочет сдаваться без боя, принимать поражение в виде «сомнительных» снимков. Чтобы «отбить заслуженно своё», они терзают фотографа по поводу обоснованности его виденья, которое всегда не в пользу модели; упрекают в недобросовестности и разбитых надеждах; пускают в ход шантаж, мотивируя требования о «глубокой» ретуши, или дополнительных «лучших, но сокрытых нечестным фотографом, снимках», серьёзной угрозой их карьере, которую представляют собой те самые «неудачные» фотографии. Одна такая модель, когда я только начинала как fashion-фотограф, изучила готовые изображения в полном разрешении с тщательностью, какую заслуживают чертежи самолётов. Почти в каждой что-то было не так: «Тут морщина на шее, там глаза, как у китайца, здесь, в уголках рта, точно зуба не хватает». Я слушала её и чувствовала, как схожу с ума, потому что никак не могла увидеть, о чём же шла речь.

Модель стояла насмерть, что и понятно – кому понравится видеть себя в роли беззубого китайца, с морщинистой шеей? При попытке объясниться, она не дала мне вставить ни слова, а когда всё-таки стихла, и я, заикаясь, упомянула разность наших восприятий, в ответ на меня снова полилась брань: «Да ты кто вообще такая?!!! Ты мне не рассказывай! У меня мама фотограф!!! Я знаю, как должно быть!»

Ну, если мама фотограф, тут крыть нечем… 

Говоря серьёзно, это была шоковая терапия. Не имея тогда достаточного опыта с моделями, ошеломлённая агрессией мало знакомого, но тщеславного, и явно неуверенного в себе, человека, я не на шутку испугалась. Не умея соответствующе отреагировать, я поддалась уговорам самодура, выполнила требования, но с тех пор потеряла покой при работе с другими людьми. Такие ситуации казались мне необратимо потерянными.

Ещё хуже были разногласия с частными клиентами, преимущественно женщинами. Они, не давая перевести дух, обвиняли в своих проблемах и неспособности запечатлеть их привлекательность, по-настоящему понятную только им. А я каждый раз деликатно напоминала, что это они выбрали меня, ознакомившись с работами. Но ответ неизменно звучал один: «Почему-то остальные – красивые на ваших работах, а мы – нет…»

Очень показателен пример моей мамы, которая несколько лет назад сильно страдала от лишнего веса. В любой туристической поездке того времени она мучила меня просьбами сделать фото на память. Я отказывалась, как могла, потому что знала её реакцию, но всё повторялось. Каждый раз при взгляде на фотографию мама грустно опускала плечи и с упрёком спрашивала меня, почему она вышла «такой толстой». Я сочувствовала ей, не имея ничего сказать в ответ, и сгорала от досады, ругала себя за слабость, обещая больше ни за что не поддаваться на её уговоры. И только гадала, откуда в сознании мамы появилась мысль, что камера способна менять реальность кардинальным образом? Что должно было случиться в момент нажатия кнопки спуска затвора? Я не знала, и она тоже. От обиды мне хотелось сказать лишь одно: «Не надо фотографироваться, если настолько не нравишься себе, или же нужно принимать и любить себя, какой есть».

И таким образом, в вопросе восприятия человеком себя, будь то портрет, фото на память или «селфи», одной правды нет и, наверное, быть не может. Не один фотограф не застрахован от посягательств на его виденье и творческий выбор, когда единственный критерий, по которому модель (портретируемый, в широком смысле) судит о снимке – это её или его «относительная красота».
Тогда чем является для человека его собственное изображение – красивым, хорошим, эмоциональным, настоящим, искренним, роскошным? Фотография, останавливающая взгляд своей выразительностью, эмоциональной силой, глубиной? Или некое – любое, с художественной точки зрения, – изображение, где человек, по одним ему известным причинам, считает себя «красивым». О чём должен заботиться фотограф (человек с камерой, в широком смысле): о том, чтобы выразить своё понимание мира, или же о том, чтобы на мгновение задобрить ненасытного демона тщеславия, неуверенности, который живёт в каждом из нас? По обе стороны камеры мнения не сойдутся.

В какой-то момент жизни, на пике физической формы, здоровья и счастливой эмоциональной ситуации, мы нравимся себе и хотим запомниться именно такими, то и снимок на паспорт может удовлетворить ожидания. В двадцать лет мои фото на документы мне безумно нравились – я просто обожала их. Мне повезло застать времена старых фотоателье, где людей не слепили вспышкой «в лоб», а помещали в мягкий, обволакивающий свет, напоминали причесаться, оправить одежду и выпрямить спину – такие фотографии получались вполне достойными. И если я так нравилась себе на них, становились ли они хоть сколько-нибудь ценными от этого, были бы интересны кому-то, кроме меня самой?.. Более того, на протяжении почти десяти лет я участвовала, начиная как раз с двадцатилетнего возраста, когда только увлеклась фотографией, в фотосессиях других фотографов разного уровня и вкусов (в основном, я заказывала съёмки за деньги). И самым ужасным оказывался результат с «наиболее красивой» версией меня – тот, желанный для многих, что привлекает внимание на личных страницах в соцсетях и каким можно дразнить обидчиков, вызывая непереносимые приступы зависти, но ценность таких фото приближается к нулю. Да, они могут волновать, быть сексуально заряжены, но самого главного нет – меня – то есть, человека с чувствами и мыслями. И со временем, пересматривая эти шикарные фотографии, я видела всё более незнакомую мне молодую женщину, внешнее сходство с которой стало условным. Это даже была не женщина, не человек, а кукла.


Если принять условные, универсальные для всей западноевропейской культуры, обозначения «красивый» и «не очень», то могу с уверенностью сказать, что видела много божественных, удивительных фотографий с «некрасивыми» людьми, лица, жесты, эмоции которых трогали душу, надолго запоминались, и сотни, даже тысячи, посредственных, пустых карточек «красивых» людей, слившихся в одну пластиковую, лоснящуюся, наигранно радостную массу.

«Человек получился красивым – фотограф молодец!» - принять такой принцип невозможно, потому как красота самое абстрактное понятие в мире, и, гоняясь за ней, человеку легко потерять себя.


Так что же действительно важно – быть настоящим или нравиться другим?


Друзья, если у вас был опыт участия или заказа фотосессий: свадебных, семейных, портретных – поделитесь в комментариях, что почувствовали, увидев себя на фото, как восприняли, и смог ли фотограф передать Ваше «Я» на снимках? Или, если делаете «селфи», как нравится видеть себя, и вообще, часто ли Вы фотографируетесь на память?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так получилось, что последним защитником Рейхстага стал немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E . Данная машина входила в состав танкового батальона "Мюнхеберг", а до того в танковый батальон "Куммерсдорф". Собственно, матчасть там была совсем не новой, это же касалось и данной ...
делаем уроки  - задание : 19.  прочитайте .вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков . 1.---------- согласный звук состоит из шума . 2. ------------ согласный звук состоит из шума и -------------- . вот о чем здесь речь вообще ?! и как может звук состоять из шума ...
Собака спасла ребенка от няни или Как научиться разбираться в людях   «Сначала были слышны ругательства в адрес нашего ребенка. Потом послышался явственный звук пощечины. Ребенок заплакал, но няня лишь продолжала его распекать, несмотря на то, что жалобное хныканье быстро ...
Вот такая вот бумага от 25 октября 1943 года из 338 стрелковой дивизии про создание группы, в которую брались лучшие 33 штыка от каждого батальона 1134 стрелкового полка из лучших солдат под командованием лучших же офицеров. Командовал этой сборной группой капитан Бабаков (согласно ...
...