Поправки к закону о приватизации "имущества религиозного назначения"
alexandr_rogers — 24.06.2023 Там несколько депутатов Госдумы внесли предложение о поправках в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».Поскольку вопросы форм собственности, приватизации и национализации входят в сферу моей профессиональной компетенции, то это не могло пройти мимо меня.
В частности, предлагается «Сделки приватизации находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, заключенные после вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», ничтожны, если иное не предусмотрено федеральным законом».
То есть предлагается признать ничтожными любые сделки с «имуществом религиозного назначения», в том числе текущие и будущие.
Тут есть большая закавыка. Ибо перечень «имущества религиозного назначения» не регламентирован, равно как и нет исчерпывающего реестра такого имущества. Поэтому само понятие получается достаточно размытым.
И в перечень такого имущества могут быть включены не только здания церквей, но и, например, иконы или другая церковная утварь (что создаёт трудности для коллекционеров и музеев иконографии). То есть за 13 лет возможно была заключена целая масса подобных сделок купли-продажи, и предлагается всех их обнулить.
Персонально я далёк от подобных увлечений, но этим список не исчерпывается.
Потому что в списки церковного имущества также входят, например, земельные участки. И, как известно, в определённые периоды истории до трети всех земель исторической Руси принадлежало церкви в тот или иной промежуток времени.
И вот представьте себе, что вы покупаете участок земли под дачу, или застройщик покупает землю под строительство жилья, строите там недвижимость, вкладываете большую сумму денег (в личных или коммерческих интересах). Или земля используется для выращивания урожая. А потом приходит какой-нибудь представитель церкви и приносит справку, что в 1450 году на этом месте была церковь. Или этот участок в 1720 году принадлежал монастырю. И всё, все ваши права на это место признаются ничтожными.
Или, как вариант, тысячу лет назад на этом месте было языческое капище и теперь неоязычники претендуют на это место.
Ибо законом сроки давности не регламентированы, а реестра подпадающей под действие закона собственности нет.
И если принять такой законопроект, то нужно будет при каждой сделке купли-продажи чего-либо отдельное историческое исследование проводить, не имеет ли отношение данное движимое или недвижимое имущество к той или иной религиозной конфессии.
Кроме всего прочего, известны неединичные случаи, когда бывшие церкви выкупались частниками для последующей передачи их церкви. И поправка к закону в её нынешней формулировке нивелирует в том числе и эти приватизационные сделки.
В пояснительной записке написано «Из логики приведенных законодательных норм и актов правоприменения вытекает вывод о ничтожности любых сделок, направленных на отчуждение публичного имущества религиозного назначения в собственность третьих лиц, не являющихся религиозными организациями».
Нет, во-первых, не вытекает. Как говорил Штирлиц, «Не сростается».
И, во-вторых, опять же в законопроекте ничего не говорится про «публичное имущество религиозного назначения» и не даётся его определение.
Поэтому вместо упрощения правоприменения создаётся пространство для толкований и правовых коллизий.
Если есть понятие «объектов культурного наследия», то есть и их исчерпывающий перечень (реестр). Здесь аналогичная ситуация.
При этом ещё и возникает опасность, что «будут умножаться сущности без надобности».
В общем, всё это, как минимум, сыро и непродуманно. Не надо так.
|
</> |