Полтора миллиона охранников - не уважаю этих людей
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Полтора миллиона охранников - не уважаю этих людей Полтора миллиона охранников - не уважаю этих людей](/images/main/poltora-milliona-ohrannikov-ne-uvajayu-etih-lyudey-41c026.jpg?from=http://www.1000dosok.ru/s/11-06-9238142.jpg)
Стать охранником в России стоит 10 тыс. рублей: нужно отучиться 70 часов в школе охранников, сдать экзамен в присутствии сотрудников МВД, получить диплом и карточку квалификационной переаттестации, сдать отпечатки пальцев, подождать два месяца — и получить удостоверение. Стать вооруженным охранником — на 5-7 тыс. рублей дороже. По закону сотрудник частного охранного предприятия (чоповец) должен знать наизусть закон об охране, Уголовный и Административный кодексы. На деле их мало кто помнит, но охранники рассказывают, что некоторые строгие владельцы ЧОПов по ночам объезжают объекты, будят сотрудников и требуют рассказать наизусть какую-нибудь статью КоАПа. Лучше всего платят в личной охране и на сопровождении ценных грузов. Приятнее и спокойнее работать в офисных центрах, это элитные места, хуже всего — на автостоянках и в магазинах вроде "Ашана", где, ходят байки среди охранников, доходит до рукоприкладства со стороны начальства. Это главные места трудоустройства приезжих из регионов, где царит безработица.
В России на 26 тыс. ЧОПов трудятся почти 700 тыс. зарегистрированных охранников. 680 729 человек — такое число записано в базе данных лицензионно-разрешительного управления МВД. Правда, в ней нет администраторов, консьержей, менеджеров зала — теневых охранников, которые заняты тем же, что и обычные чоповцы. Их, по оценкам комитета по безопасности Госдумы, еще около 200 тыс. По оценкам профсоюза ЧОПов, всего в сфере негосударственной безопасности работает более 3 миллионов человек: сами охранники, менеджеры, советники, бухгалтеры и прочие.
Кроме того, Министерство внутренних дел само предоставляет больше 30 видов платных охранных услуг — от присмотра за квартирой до перевозки ценных грузов. Этим занимаются и управление вневедомственной охраны МВД, где работают 120 тыс. человек, и подчиненное МВД ФГУП "Охрана", коммерческое предприятие, в 78 филиалах которого работает больше 42 тыс. человек. Согласно закону "Об исполнении бюджета за 2012 года", в том году на обеспечение деятельности вневедомственной охраны было израсходовано 89 млрд рублей, поступления в бюджет за услуги, предоставляемые вневедомственной охраной, составили 48,4 млрд рублей. За деньги полиция охраняет более 1,2 млн квартир, 190 тыс. складов, хранилищ и почти 415 тыс. других объектов. Обязательной государственной охране из них подлежат только 17 тыс. Также полицейские наняты государством на 43 тыс. объектов особой важности, в 66 международных аэропортов и на 22 объекта их инфраструктуры.
Помимо ЧОПов и давно ставшей анахронизмом в Европе вневедомственной охраны в России допускается существование еще и ведомственной охраны при 15 федеральных органах исполнительной власти, включая Минобороны, МЧС, Минфин, Минрегион, Минтранс, Минсельхоз, Минэнерго, Росжелдор и Росрезерв, а также в госкорпорациях. Кроме охраны своих объектов эти службы безопасности могут предоставлять услуги по договору и сторонним заказчикам. 350 тыс. их вооруженных сотрудников бдят на 26 тыс. объектов в России, только 10 тыс. из которых принадлежат государству, остальные так или иначе связаны с ведомствами, говорят в МВД.
Получается, что в России свыше 1,4 млн охранников, из них треть наняты государством. Они охраняют банки, парки, магазины, рынки, школы, детские сады, больницы, автостоянки, метро, ночные клубы — в Москве сложно найти место, где не прогуливается мужчина в форме с надписью "Охрана". Горожане их презирают, они горожан недолюбливают. Снимать ссору с охранником на мобильный телефон или доказывать отсутствие у него права осмотреть сумку стало чем-то вроде городского развлечения. При этом точных данных о том, сколько городской бюджет тратит на услуги охранников, нет — приблизительная оценка комитета по безопасности Госдумы звучит как "миллиарды рублей". В мэрии Москвы "Власти" сообщили, что общего бюджета на охрану в городе нет: каждый департамент тратит столько, сколько сочтет нужным. Средства на частную охрану театров, парков, школ, больниц и т. д. выделяются отдельно из бюджетов департаментов правительства Москвы. Государство стало крупным поставщиком охранных услуг и одновременно их потребителем. А профессия охранника из престижной, как в 1990-е годы, давно превратилась в народную.
Закон "Об охранной и детективной деятельности" появился в России в 1992 году. "С появлением частной собственности в стране понадобилась силовая охрана. В основном все делалось для того, чтобы легализовать круглосуточное ношение оружия",— вспоминает советник лицензионно-разрешительного управления ГУОООП МВД РФ Светлана Тернова. В прошлом президент Правозащитной ассоциации охранного бизнеса, Тернова обильно судилась с министерством на стороне ЧОПов, а теперь работает на него, надзирая за оборотом оружия в охранных структурах. "Многие бизнесмены в начале 1990-х значились охранниками. Были востребованы сотрудники МВД, ФСБ и военные, потому что охрана тогда занималась непосредственно силовыми операциями. Силовики сами охотно шли в охрану, потому что из реформируемых ведомств их увольняли. Сейчас их количество незначительно",— объясняет она. За последние десять лет количество вооруженных охранников снизилось вдвое, приводит цифры Тернова: "С улучшением оперативной обстановки в Центральной России охранники выполняют минимальную функцию. Теперь в охранники идут люмпены, у которых нет ни прошлого, ни будущего".
"В 1990-е годы десятки тысяч людей нанимали личную охрану, потому что было необходимо и модно, это были амбиции,— говорит депутат Госдумы, член комитета по безопасности, в прошлом сотрудник органов государственной охраны России Андрей Луговой.— У олигархических структур были мощнейшие службы безопасности. Денег в эту сферу валилось невероятное количество. В службе безопасности телеканала ОРТ, которую я возглавлял в 1996 году, было около 70 человек, а зарплатный фонд составлял 10% бюджета всей телекомпании. Охраняли Эрнста, Любимова, Доренко, Леонтьева, Березовского. Мы были участниками войн между НТВ, РЕН ТВ, ТВ-6. Плюс эти залоговые аукционы, "Норильский никель", "Сибнефть", Ходорковский, они же между собой грызлись как собаки". Сейчас, по мнению Лугового, в охране становится больше обычных людей, "многие из которых даже армейскую подготовку не прошли": "Государство стало неплохо платить милиционерам и военным, лейтенант сейчас 52 тысячи получает, в полиции — по 32 тысячи. По сравнению с 1990-ми получается наоборот: сейчас в охранники идут те, кто в органы не попал".
Текучка в этой профессии сильная. Увольняют в большинстве случаев за пьянство на вахте.
Государство само увлечено поставкой охранных услуг на рынок. "Частная охранная деятельность является конкурентом ведомственных структур МВД. Поэтому у нас непростые отношения с министерством,— объясняет глава профсоюза негосударственной службы безопасности Дмитрий Галочкин.— Есть такой дуализм: с одной стороны, МВД занимается и лицензированием, выдачей разрешений, и контролем за охранной деятельностью, а с другой — является нашим конкурентом в сфере охранной деятельности. Поэтому наше сообщество выступает за то, чтобы из закона "О полиции" был убран пункт об оказании услуг в сфере безопасности на платной основе". "Из вневедомственной охраны в МВД устроили себе кормушку, это пережиток не знаю каких времен. Это позорище. Когда принимали новый закон "О полиции", мы почти договорились, что с 2014 года вневедомственной охраны больше не будет, решили этот вопрос на уровне замминистра и правительства, но вдруг все быстро поменялось, и поправка не прошла",— говорит депутат Гудков.
Ведомственная охрана при "Спецстрое", "Росатоме" и прочих структурах тоже вызывает у владельцев ЧОПов много вопросов. И если объем рынка негосударственной безопасности эксперты оценивают с большим разбросом — от $1,5 млрд до $3 млрд, то, сколько тратится на содержание охраны при 15 госведомствах и сколько на ней зарабатывают, подсчитать еще сложнее. На запросы "Власти" о бюджете ведомственной охраны на момент сдачи номера ответили только в Министерстве транспорта. На более чем 700 охраняемых ведомственной охраной Минтранса объектах, от портов до автостоянок, работает около 15 тыс. человек. "ФГУП "УВО Минтранса России" — коммерческая организация и из федерального бюджета не финансируется,— отметил генеральный директор ФГУП "УВО Минтранса России" Игорь Шерстников.— Бюджет предприятия зависит исключительно от договоров на оказание услуг, заключенных с заказчиками, среди которых немало частных компаний. Работа с ними ведется в строгом соответствии с законом. Налоговая нагрузка предприятия составляет почти 46% от величины доходов". Остальные ведомства оперативных комментариев представить не смогли.
В лицензионно-разрешительном управлении МВД России, "меньше половины из охраняемых ведомственной охраной объектов являются госсобственностью". "Это значит, что они работают на договорной основе. Что создает условия для коммерциализации федеральных органов исполнительной власти. Происходит переориентация прибыли, коррумпируются чиновники",— считает он. В качестве примера приводит структуру "Росинкас" при Центральном банке России, которую Гудков и вовсе называет "незаконным вооруженным формированием на территории РФ". В "Росинкасе" работает более 17,9 тыс. человек, вооруженных боевым автоматическим оружием. "Они заключают договоры с уклончивыми формулировками, которые позволяют им зарабатывать с помощью оружия, которое мы выдаем. Неофициально весь "Росинкас" в Дагестане — это личная охрана. Они дают в ведомстве взятки за то, чтобы их оформили инкассаторами, так получают право на ношение боевого оружия и мотаются с ним по всей России. А сотрудники управления потом ездят его изымают",— рассказывает источник "Власти". Как сообщили "Власти" в прокуратуре Дагестана, в 2012 году по факту злоупотребления полномочиями в республиканском "Росинкасе" было возбуждено уголовное дело. В ходе проверки прокуроры выяснили, что глава службы Гусейн Курбанов десять лет выдавал местным предпринимателям фиктивные удостоверения инкассаторов, чтобы у них появилось право на ношение оружия. Расследование до сих пор продолжается, правда, Курбанов по-прежнему возглавляет дагестанский филиал "Росинкаса". А в дагестанском управлении "Росинкаса" "Власти" заявили, что уголовного дела и вовсе не было.
В МВД подсчитали, что количество охраняемых объектов в России за последние три года увеличилось в полтора раза, превысив 701 тыс. И нападений на них стало больше на 88%: 409 случаев в 2012 году, 769 в 2013-м. Правда, в двух случаях из трех охрана оказывается неспособной дать преступникам отпор. В 2013 году победа за охранниками оставалась в два раза реже, чем три года назад: показатель снизился с 61 случая до 32. По данным МВД, 89% нападений на охраняемые объекты происходит вообще без противодействия со стороны охранников. Часто невооруженные преступники нападают на склад и разоружают охрану криками, угрозами, забирая их оружие. Кнопку тревожной сигнализации в большинстве случаев нажимают через четверть часа после побега преступников.
При этом и полиция, и директора ЧОПов единодушны: услуги охранников востребованы всеми слоями общества, от простых граждан до крупных компаний.
"Услуги охранников востребованы не населением, мода на них спускается сверху. Это общая государственная практика, за которой тянутся частные предприниматели",— уверен социолог, директор "Левада-центра" Лев Гудков. Отчасти, считают социологи, это может быть связано с неоформившейся культурой частной собственности в России: в СССР вход в учреждения был свободным, а с середины 1990-х годов все приучились нанимать сторожей и ставить заборы. "Также важен фактор сокращения армии: нашей стране некуда девать мужчин с опытом военных действий. Кроме того, это серьезный дополнительный заработок для правоохранительных структур,— говорит Гудков.— Огромное количество опрашиваемых нами полицейских имеют подработку именно в охране, речь идет о подчиненном МВД ФГУП "Охрана". Сказать, что это осмысленно и легально, у меня не поворачивается язык. Это фактически вторая теневая армия".
А я все равно уверен - не хочешь учиться, нет желания работать, идешь в охрану. А вечером сосешь пиво - и смотришь футбол, ругаешь страну, которая не дает жить нормально.
![Полтора миллиона охранников - не уважаю этих людей Полтора миллиона охранников - не уважаю этих людей](/images/main/poltora-milliona-ohrannikov-ne-uvajayu-etih-lyudey-ee64ad.jpg?from=http://imhocloud.com/images/2014/08/01/cooltext1665971450.png)
|
</> |