Полицейские не гарантированы
krasauskas — 09.08.2010 публикованным в субботу проектом закона «О полиции» разочарованы и правозащитники, и милиционеры. Первые говорят о том, что авторы документа не защитили граждан от произвола сотрудников правоохранительных органов, а, напротив, расширили полномочия полиции. Вторые критикуют проект за отсутствие социальных гарантий для будущих полицейских.К утру понедельника на официальном сайте обсуждения законопроекта «О полиции» появилось более 2 тысяч комментариев к документу. Закон, по которому российская милиция становится полицией, будет обсуждаться публично больше месяца – до 15 сентября 2010 года, после чего направится на доработку в администрацию президента. В Госдуму проект планируется внести не раньше декабря. Новый закон должен будет сменить действующий закон «О милиции», принятый еще в 1991 году. Именно этот документ был взят за основу при разработке закона «О полиции» – некоторые пункты и даже целые статьи полностью дублируются. Правда, новый вариант получился гораздо более объемным: появились главы «Принципы деятельности полиции», «Правовое положение (статус) сотрудника полиции». Права и обязанности полицейских излагаются в отдельной части.
Надежды правозащитников на разделение полиции на муниципальную и федеральную не оправдались: финансирование правоохранительных органов будет вестись из федерального бюджета.
«Мы предлагали разделить полицию на федеральную и муниципальную, но Медведев ранее дал понять, что хоть в полиции, хоть в милиции после реформы будет создана вертикаль, а финансирование будет идти четко из федерального бюджета. Здорово, конечно, что вообще к идее смены названия прислушались», – прокомментировал обсуждаемый законопроект правозащитник Павел Чиков. «Меня очень смущает раздутый пункт о правах милиционеров, где насчитывается около 60 позиций, хотя у милиционеров нет прав и обязанностей, а есть полномочия. Если говорить юридическим языком, то права – это мера возможного поведения, а обязанности – должного. Полномочия – это возможно-должное поведение. То есть милиционер вправе и обязан помочь человеку, права которого нарушаются», – говорит он.
В беседе с «Газетой.Ru» эксперт отметил схожесть документа не только со старым законом «О милиции», но и с недавно принятым законом «О ФСБ»: в частности, по мнению Чикова, пункт о правах полицейских «существенно расширяет направления их деятельности».
От «несвойственных функций» документ полицию тоже не избавляет: сотрудники переименованного ведомства, как и милиционеры сейчас, будут проверять регистрацию, выдавать лицензии на оружие и участвовать в проведении техосмотра автомобилей.
Полиция будет заниматься лицензированием ЧОПов и частных детективов, охранять имущество за деньги, конвоировать заключенных и задержанных, в ее ведении останется пресечение налоговых преступлений. Также полицейские будут доставлять граждан в тяжелой степени опьянения в медучреждения или в местные органы полиции. Положения о том, что полиция заведует вытрезвителями, в законе нет. Сейчас обсуждается передача вытрезвителей Минздраву.
В главе второй «Принципы деятельности полиции» целых семь статей, среди которых есть «Законность», «Беспристрастность», «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан».
В старом законе «О милиции» их заменяла ст. 3 «Принципы деятельности милиции», состоящая из двух коротких абзацев. В предложенном для обсуждения документе описывается, что полицейский не имеет права прибегать к пыткам и жестокому обращению, а после задержания обязан по просьбе задержанного уведомить его родственников или работодателя о том, что гражданин находится в отделении полиции. Правда, в статье не уточняется, в какой срок нужно звонить родственникам и распространяется ли это на всех задержанных, либо речь идет только об административных правонарушениях. В статье 7, которая призывает полицейских к беспристрастности, особо отмечается, что сотрудник должен «проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп».
В законе закрепляется право полицейского проводить личный досмотр задержанных, обыскивать их вещи и автомобиль.
Ранее в законе «О милиции» имелась ссылка на действующий административный кодекс, согласно которому личный досмотр можно проводить только в присутствии двух понятых того же пола, что и задержанный. Кроме того, в соответствии с новым законопроектом, адвоката гражданин может требовать не с момента задержания, а только «с момента водворения его в специально отведенное помещение».
Полицейские могут беспрепятственно входить в жилье граждан и ломать замки при преследовании подозреваемых в совершении преступления, уклоняющихся от наказания, скрывающихся от органов дознания. Выломать двери квартиры и дома сотрудники полиции могут, если они уверены, что внутри жилья совершается преступление или находится лицо, пребывающее в беспомощном состоянии.
Для «пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, средств связи и организаций» – сюда могут быть отнесены несанкционированные митинги, если они нарушают общественный порядок или мешают проезду, или попытки перекрыть федеральную трассу – полицейские могут использовать резиновые палки, слезоточивый газ, электрошокеры, служебных собак в намордниках, водометы и бронемашины. В действующем законодательстве в этом списке нет ни электрошокеров, ни собак.
При этом в проекте нового закона запрещается бить резиновой палкой по одному и тому же месту, наносить удары в пах, голову, шею и область сердца, а также разгонять граждан водометами при минусовой температуре.
Еще одно новшество законопроекта – право полиции формировать банки данных о гражданах, привлекавшихся к административной или уголовной ответственности, освобожденных от уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям или пропавших без вести. Сроки хранения такой информации не установлены: данные «подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей».
Добиваться роста общественного доверия к полиции законодатели решили, прописав в документе обязанность полицейского предъявлять гражданам служебное удостоверение и объяснять, на каком основании человека задерживают или обращаются к нему с каким-то требованием (пп. 3 и 4 ст. 9).
Но оба этих пункта снабжены оговоркой: «кроме случаев, когда это невозможно либо неуместно». Какие случаи полицейские могут посчитать неуместными, авторы документа не разъяснили.
Явное отличие от закона «О милиции» 1991 года в том, что полицейский должен принести извинения человеку, чьи права он нарушил. Раньше в законе описывалось лишь право гражданина обжаловать действия милиционера в суде или прокуратуре.
В статье «Открытость и публичность» изложены принципы, которые и сейчас имеются в законодательстве: в частности, в ней говорится, что полиция должна предоставлять информацию по запросам СМИ, а граждане имеют право получать ту информацию, которая непосредственно затрагивает их интересы. Также в статье указано, что полиция и ее руководство должны постоянно информировать граждан и регулярно выступать с отчетами. Однако понятие регулярности – должны ли эти отчеты быть ежедневными, ежемесячными или достаточно будет выступления раз в год – не расшифровывается.
«Мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы», – говорится в законопроекте. Узнавать мнение населения полицейские должны будут через общественные советы, создаваемые при территориальных органах полиции. Привлекать же граждан к помощи полиции сотрудники правоохранительных органов смогут только на добровольных началах. Однако в статье о правах полицейского говорится, что машины и средства связи, принадлежащие гражданам, сотрудник может использовать «беспрепятственно».
В п. 4 ст. 6 («Законность») говорится, что полицейский «не может в оправдание незаконного действия или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, требования вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства и мотивы».
А п. 1 ст. 32 («Гарантии правовой защиты сотрудника полиции») гласит, что «при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом». «Если полицейский исполнял приказ своего руководителя и в момент его получения и исполнения не имел оснований предполагать преступный или неадекватный характер такого приказа, то он не может нести ответственность, – возмущаются на форумах действующие сотрудники милиции. – Этот пункт необходимо исключить, как противоречащий действующему законодательству и нарушающий права полицейского, в том числе как гражданина».
Проходить подготовку по стрельбе и сдавать другие нормативы полицейский обязан не реже раза в год. На работу в полицию не возьмут, если должности руководителя и подчиненного собираются занять близкие родственники. Кроме того, полицейский и члены его семьи должны предоставлять сведения о доходах и имуществе.
Публично критиковать сотрудники полиции не могут не только свое непосредственное начальство, но и «деятельность государственных органов и их руководителей» вообще.
«Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается федеральными законами», – говорится в документе. Ранее президент Медведев поставил перед главой МВД Рашидом Нургалиевым задачу при подготовке законопроекта «сократить те приемы, которые используются традиционно, то есть включение в документ значительного числа отсылочных норм». Тем не менее документ в нескольких статьях отсылает к «иным предусмотренным законам случаям», также в нем, как в случае с ответственностью полицейских за нарушение запретов, упоминаются неназванные федеральные законы.
Социальные гарантии, предоставляемые сотруднику полиции, во многом копируют положения действующего закона «О милиции». Нормой служебного времени по-прежнему остаются 40 часов в неделю, за 120 часов переработки в год полицейскому выплатят компенсацию, а за остальные сверхурочные он сможет получить отгулы. «Неоплаченная переработка сотрудников ОВД достигает за год 500 часов, и никакими дополнительными днями к отпуску ее не компенсируешь, 60 дней к отпуску никто не добавит, – возмущаются на сайте обсуждения законопроекта действующие милиционеры. – Труд должен быть оплачен и лишь по желанию работника вместо оплаты компенсирован выходными. В нынешней редакции п. 3 ст. 40 это узаконенное рабство».
Минимальный оклад сотрудника милиции и размеры дополнительных выплат, в том числе за сверхурочные часы, в законе не устанавливаются. «Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации», – говорится в документе.
«Этот закон я даже не хочу обсуждать, – разделяет возмущение коллег председатель московского профсоюза сотрудников милиции Михаил Пашкин. – Пакета соцгарантий нет. Закон вроде бы рассчитан на нормальных, порядочных сотрудников. Но за 13 тысяч никто нормально работать не будет».
Стать сотрудником милиции может любой гражданин России от 18 до 35 лет, не являющийся обвиняемым или подозреваемым по уголовному делу (при этом о прошлых судимостях в документе ничего не сказано), не привлекавшийся в последний год к ответственности за административные правонарушения и не имеющий гражданства другого государства. Все поступающие на службу проходят тестирование на алкоголь и наркотики, обязательным становится институт личного поручительства, а испытательный срок для будущего милиционера увеличивается: вместо 3–6 месяцев он может быть продлен до одного года.
При этом все действующие сотрудники милиции будут переназначены на соответствующие должности в полиции – достаточно будет написать заявление о переходе.
Ребрендинг правоохранительных органов (замена бланков, печатей, формы, табличек, перекраска машин) должен быть завершен к 1 января 2012 года. Тогда же финансирование полиции будет полностью переведено на федеральное (сейчас милиция получает как средства федерального, так и муниципальных бюджетов и бюджетов субъектов федерации).
Источник: Газета.ru
|
</> |