Полёты ведьм на диких котах
banshur69 — 24.02.2012
Именно так Э.Томпсон назвал дешифровку Ю.В.Кнорозова. К самой
дешифровке претензий нет. Но когда историк древнего Востока читает
переводы майяских текстов, то приходят на ум именно эти слова.
Содержание текстов майя представляется придумкой чьей-то дурной
фантазии, каким-то неведомым жанром фэнтези. Просто не веришь в то,
что в древности могли существовать такие мысли и такие
представления. 1. Ни в одной царской надписи - шумерской ли,
египетской ли - не будут рассказывать истории про переселение душ.
Переселение душ ранней древности неведомо вообще, это слишком
сложная конструкция. 2. Ни один календарь ранней древности не
содержит информации о циклах (до Метонова цикла, но это уже
эллинизм) и тем более об Эрах, и тем более о счете больших чисел.
3. Восточным надписям ранней древности неведомо представление о
крови как вместилище души. Да и с самой душой очень плохо обстоит
дело. Она там просто орган дыхания. 4. Шумерские и египетские
надписи очень конкретны, в них нет обилия сложных и поэтичных
эпитетов, что сплошь и рядом встречается в текстах майя. 5. Вообще
в древневосточной царской надписи никто не будет говорить про
призраков, духов, вампиров, даже про священный брак, даже про
смерть, тем более про возрождение покойного. Она не для того
писана. 6. В древневосточных царских надписях ранней древности нет
календарных дат. Мы даже не знаем даты тех битв, которым надписи
посвящены, как не знаем месяцев восхождения царя на престол. Из
этого сопоставления рождается вопрос: не потому ли в надписях майя
столько фантастического, что они являются плодом гораздо более
позднего исторического периода - т.е. средневековья? Они ведь и
составлены в период не ранее старосветской поздней античности. Но
тут возникает передо мной усмешка скептика, говорящего то, что я и
сам неплохо знаю: средневековье было только в Европе. Хорошо, но
религиозные движения существовали в Старом Свете повсюду, и именно
с конца осевого периода (т.е. со II в. до н.э.)
религиозно-догматический фактор стал доминировать в сознании
старосветских народов. Так вот, не является ли время все же
однородным и не распространяются ли его явления на все стороны
земного шара, независимо от континента и преемственных традиций?
Может быть, люди во II в. н.э. мыслили похожим образом именно
потому, что это был планетарный период, содержащий идеи именно
такого рода? А именно - во всех текстах этого времени и позднее нам
встречается масса оборотней, призраков, переселенных душ, каких-то
диких обрядов, связанных с культом крови, и т.д. И конечно -
большие временные циклы это всецело достояние эллинизма и
средневековья (т.е. время с IV в. до н.э. по V -VII в. н.э.). Майя,
не имея представления о происходившем в Вавилоне и Греции, могли
жить в той же глобально-космической сетке координат. Будучи чем-то
похожими на горожан Шумера, они не были их современниками, а потому
и не имели сходных с шумерами (равно и с египтянами, и с эламитами)
представлений. Ассирийцы, несмотря на жестокость, тоже весьма
далеки от майя, потому что в ассирийских надписях, в полном
соответствии с Бродским, "убийца -убийца, а не астрОном". Диких для
старосветца, извращенных обрядов там нет, жестокость вполне
рациональна и мистикой не объясняется. Да, вот, кстати, еще одно
качество древневосточных текстов - в них нет мистики. Магии сколько
угодно, а вот мистики не найти. То есть, опять видим сходство майя
со средневековьем, вписанность в его парадигму. Что-то
сибирско-шаманское явно отзывается в этих текстах, но ведь и
шаманизм никто еще не датировал. Неизвестно, был ли он в ранней
древности.