"Покровские ворота" — грусть по юности...
monetam — 07.11.2024Странно, что вот мало кто обратил внимание на социокультурный аспект данного фильма.
Жители изображенной коммуналки живут вроде бы и небогато, и не в отдельных квартирах, но все же это именно привилегированные жители, причем весьма и весьма:
- Костик учится в столичной аспирантуре, а не в какой-нибудь Саратовской;
- Хоботов работает в уникальном столичном издательстве, причем ему нашлась такая работа по душе, которой у него гарантированно не было бы в Йошкар-Оле;
- тоже самое можно сказать и про Маргариту Павловну, у то есть где применить свой изысканный, почти уникальный вид образования;
- Велюров работает в Мосэстраде, и столичные подмостки и «жирней», и благостней, чем, к примеру, астраханские;
- даже Савва Игнатьевич со своим искусством гравировки, которое наверняка выросло из его хобби, превратилось в его в источник заработка, постоянного и неплохого: заказчиков такой услуги в столице на пару порядков было бы больше, чем в Вологде…
- Алиса Витальевна имеет аж две комнаты, соседи совсем ее не преследуют как «бывшего человек», и не докучают настырно, так что она вполне может организовать себе культурную старость , за просмотром телепрограмм по дорогому новому телевизору, и в походах на новинки кино в кинотеатры.
Вся жизнь их проходит практически в самом-само центре культуры всей страны, лучше которого и быть не может (ну, Ленинград, наверное, на том же уровне, и всё!). Кататься на коньках – так вот вам каток на Патриарших, гулять – так вот вам окуджавские Арбат да бульвары, а не убогие захолустья; там- сям снуют барыги, у которых можно купить модную западную одежду, в которой лихо исполнять западные танцы; да и лечение в столичной больнице – это вам на порядок выше, чем в «почти такой же», но в Куйбышеве…
Поэтому неудивительно, что жизнелюбивый взгляд на мир Костика не был омрачен темным фоном, он не богат – но деньги ему не очень то и нужны, у него есть самые главные козыри – молодость, веселый нрав и оптимизм ! А бытовые мелочи, которые Велюров для себя сочтет тускло-нерадостными, его или веселят, или просто ускользают от внимания…
Сам режиссер следовал при создании концепции сценария картинно классическим образцам — это вам киновариант современной «Женитьбы Фигаро» Бомарше: там тоже небогатый персонаж, веселый и жизнелюбивый, обустраивает свои амурные дела без оглядки на свою бедность, да невысокое соц. положение. Эта комедия в свое время шла "на ура", и тогда посещавших представление дворянской публике было понятно , что это – именно классически- театральное , а не документальное воспроизведение мира, когда публике предлагают посмотреть на жизнь через искажающую линзу; ясно же, что в « жизни» и Фигаро таких не было, и соответствующие проделки его были бы совсем не смешны, и господа были не такими восторженными недалёкими лопухами.
Если хотите посмотреть именно неприкрашенный, документальный фильм про городские коммуналки того периода – то вам тогда к «Военно-полевому роману».
А вообще же да- тут в фильме проводится не совсем частая в советском кинематографе тема про сентиментальные, романтические воспоминания человеком своей отошедшей молодости, которая связана и с прекрасным городом, и с замечательными (пусть бы и не всегда талантливыми) людьми. И эта цель , как я считаю, достигнута и режиссёром, и сценаристом, просто замечательно!