Поколение ЕГЭ
fritzmorgen — 10.12.2016Вышли результаты международного тестирования школьников. Россия, как и следовало ожидать, в числе лучших стран мира — 7 и 6 места по математике, 4 и 7 места по естественным наукам. Убедительнее выступили только наши азиатские друзья — Япония, Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур:
http://timss2015.org/timss-2015/mathematics/student-achievement/
http://timss2015.org/timss-2015/mathematics/student-achievement/distribution-of-mathematics-achievement/ (надо кликнуть на вкладки про 4 и 8 классы)
http://timss2015.org/timss-2015/science/student-achievement/
http://timss2015.org/timss-2015/science/student-achievement/distribution-of-science-achievement/ (надо кликнуть на вкладки про 4 и 8 классы)
Где находится Израиль, с которого нас регулярно призывают брать пример? Примерно на 10 позиций ниже России как по математике, так и по естественным наукам. Евреи очень большие молодцы в том, что касается домашнего обучения: еврейские родители обычно уделяют массу времени и сил на внешкольное образование своих отпрысков. Однако образовательная система Израиля имеет ряд недостатков, от идеала она далека.
Американцы, против ожидания, находятся не в самом низу таблицы, а где-то между Россией и Израилем. Подозреваю, связано это с тщательным отбором школ для тестирования — как показали скандалы с WADA, американцы, вообще, большие мастера по части получения «особых условий» у контролёров.
Так-то, судя по рассказам аборигенов, в бесплатных школах США уровень образования предельно низок, ибо учителя не имеют права ни ставить детям плохие оценки, ни побуждать их к учёбе иными методами. Из-за этого большая часть детей в бесплатных школах США не только не учится сама, но и не даёт учиться тем, кто хотел бы получать знания.
В частных школах, разумеется, ситуация обратная. Там уровень преподавания весьма высок. Любопытным рекомендую книгу «Классная Америка» Айрата Димиева, в ней наш соотечественник делится своим опытом работающего в США учителя.
Вернёмся теперь в Россию. Спасибо реформам образования (и улучшению финансирования школ), результаты России становятся с годами всё лучше и лучше. Ещё в 2003 году мы показывали довольно грустные результаты, сейчас же в испытаниях участвует так называемое «поколение ЕГЭ» — восьмиклассники, как несложно подсчитать, пошли в школу только в 2008 году, как раз в период массового внедрения ЕГЭ:
https://ru.wikipedia.org/wiki/TIMSS
Сделаю несколько комментариев к вышеперечисленному.
1. Традиционно попрошу тех, кто не проходил ЕГЭ самостоятельно, не писать ничего по поводу этого экзамена. Право слово, не хватает никакого терпения в сотый раз отвечать на претензии в духе «это натаскивание на тупую расстановку галочек в тестах». В интернете есть куча сайтов, на которых можно пройти ЕГЭ — потратьте час времени и сделайте это.
2. Также попрошу не писать ничего по поводу ЕГЭ по истории и литературе. Там ситуация действительно печальная — проблема справедливой оценки знаний учеников по этим предметам, на мой взгляд, красивого решения не имеет.
3. Хоть ЕГЭ и вводился в качестве средства для борьбы с коррупцией, однако у него есть очень важный побочный эффект — он показывает реальный уровень обучения. Это невероятно важно, ибо теперь как учителя, так и ученики понимают, что единственный способ получить хороший итоговый балл — всерьёз учить и учиться.
Раньше зачастую для получения пятёрок было вполне достаточно нравиться учителю. Теперь — хочешь или не хочешь — нужно разбираться в формулах и уметь их применять.
4. Очень важным фактором повышения уровня обучения я считаю повышение уровня финансирования школ. Чем обихоженнее школы, чем выше зарплаты учителей, тем лучше. И дело вовсе не в том, что «учителя святые люди, которым мы обязаны по гроб жизни». Это сугубо шкурный вопрос — до известного предела результат тем лучше, чем больше денег в него вкладывается.
5. Хоть результаты и радуют, однако всё же почивать на лаврах нельзя категорически. На дворе вот уже 16 лет как XXI век, однако учебный процесс поставлен так, будто мы по-прежнему в XVIII веке. Банальный пример — дети по-прежнему таскают в школы учебники вместо электронных книг, задания же выполняются в тетрадках, а не в компьютерах.
Минобр должен активно рыть всеми лапами в этом направлении, в противном случае лет через 10 мы снова сползём на уровень Швеции и Канады.
6. Тем же, кто опасается прогресса и старается оградить всеми силами детей от «отупляющего» действия компьютера, укажу, что школьники из года в год справляются со всё более и более сложными задачами. Если компьютер и «отупляет», то на способности вгрызаться в математику это не сказывается никак.
|
</> |