Похоже, США не догнать Китай.
new_rabochy — 25.04.2025
Елена Ларина, Владимир Овчинский. Роботовладельческий Китай и
торговая война Трампа.
Секретное экономико-технологическое оружие Поднебесной.
Секретное оружие Китая в торговой войне с США— армия заводских
роботов, управляемых искусственным интеллектом, которые произвели
революцию в производстве.
Огромные инвестиции в заводское оборудование и искусственный
интеллект дают Китаю преимущество в производстве автомобилей и
других отраслях.
Такие выводы делает «Нью-Йорк Таймс» в статье «На стороне
Китая в тарифной войне целая армия роботов» (23.04.2025).
Фабрики автоматизируются по всему Китаю с головокружительной
скоростью. Благодаря тому, что инженеры и электрики обслуживают
парки роботов, эти операции снижают себестоимость производства и
повышают качество.
В результате китайские фабрики смогут удерживать цены на
многие из своих экспортных товаров на низком уровне, что даст им
преимущество в борьбе в торговой войне и с высокими тарифами
президента США Трампа. Китай также сталкивается с новыми торговыми
барьерами со стороны Европейского союза и развивающихся стран,
начиная от Бразилии и Индии и заканчивая Турцией и Таиландом.
Фабрики в Китае теперь более автоматизированы, чем в США,
Германии или Японии. По данным Международной федерации
робототехники, в Китае на каждые 10 000 рабочих на производстве
приходится больше заводских роботов, чем в любой другой стране, за
исключением Южной Кореи и Сингапура.
Автоматизация Китая направлялась правительственными
директивами и поддерживалась огромными инвестициями. И поскольку
роботы заменяют рабочих, автоматизация позволяет Китаю продолжать
доминировать в массовом производстве, даже несмотря на то, что его
рабочая сила стареет и становится менее склонной к работе в
промышленности.
Хэ Лян, основатель и генеральный директор Yunmu Intelligent
Manufacturing, одного из ведущих китайских производителей
человекоподобных роботов, заявил, что Китай стремится превратить
робототехнику в совершенно новый сектор бизнеса.
«Производство гуманоидных роботов — создание еще одной
индустрии электромобилей», — сказал он. «Это - национальная
стратегия».
Роботы заменяют рабочих не только на автомобильных заводах, но
даже в тысячах подпольных мастерских Китая.
В мастерской Илона Ли на обочине дороги в Гуанчжоу,
коммерческом центре юго-восточного Китая, работают 11 рабочих,
которые режут и сваривают металл для производства недорогих печей и
оборудования для барбекю. Сейчас он готовится заплатить 40 000
долларов китайской компании за роботизированную руку с камерой.
Устройство использует искусственный интеллект для наблюдения за
тем, как рабочий сваривает стенки печи, а затем дублирует действие
с минимальным вмешательством человека.
Всего четыре года назад такая же система была доступна только
от иностранных компаний-производителей роботов и стоила около $140
000. «Раньше я никогда не мог себе представить, что буду
инвестировать в автоматизацию», — сказал Ли, добавив, что
человек-сотрудник «может работать только восемь часов в день, а
машина может работать 24 часа».
Крупные компании делают гораздо большую ставку на
автоматизацию.
В Нинбо огромный завод китайского производителя электромобилей
Zeekr имел 500 роботов, когда он открылся четыре года назад. Сейчас
их 820, и планируется еще больше.
Радостно напевая мелодии Кенни Джи, чтобы предупредить людей о
своем приближении, роботизированные тележки везут алюминиевые
слитки к автоматизированному лифту, который поднимает блоки металла
в печь на вершине 40-футовой китайской машины. После расплавления
алюминий отливается в формы различных панелей кузова автомобиля и
других компонентов. Еще больше роботизированных тележек, а иногда и
человек за рулем погрузчика, отвозят компоненты на склад.
Еще больше роботов доставляют панели на сборочную линию, где
сотни роботизированных рук, работающих в командах до 16 штук,
исполняют сложный танец, чтобы сварить их вместе в кузова
автомобилей. Сварочная зона — это так называемая темная фабрика,
что означает, что роботы могут работать без рабочих и при
выключенном свете.
На китайских заводах по-прежнему работают легионы рабочих.
Даже с учетом автоматизации они необходимы для проверки качества и
установки некоторых деталей, требующих ловкости рук, например,
жгутов проводов. Есть вещи, которые камеры и компьютеры не могут
сделать сами. Перед покраской автомобилей рабочие все равно
проводят по ним руками в перчатках и затем шлифуют любые мелкие
изъяны.
Однако некоторые из последующих этапов контроля качества также
автоматизируются с помощью искусственного интеллекта.
В конце сборочной линии Zeekr дюжина камер высокого разрешения
фотографирует каждую машину. Компьютеры сравнивают изображения с
обширной базой данных правильно собранных автомобилей и оповещают
персонал завода, если обнаруживается несоответствие. Задача
выполняется за считанные секунды.
«Большинство работ наших коллег связаны с сидением перед
монитором компьютера», — говорит Пинки Ву, сотрудница Zeekr.
Zeekr и другие китайские автопроизводители также используют
искусственный интеллект для более эффективного проектирования
автомобилей и их функций.
Кэрри Ли, дизайнер, работающая в новом офисном здании Zeekr в
Шанхае, использует ИИ для анализа того, как различные поверхности
интерьера будут пересекаться в автомобиле.
«У меня появилось больше свободного времени, чтобы расширить
свой кругозор и самостоятельно изучить, какие модные тенденции
включить в интерьер автомобиля», — сказала Ли.
Автомобильные заводы в США также используют автоматизацию, но
большая часть оборудования поставляется из Китая. Большинство
мировых заводов по сборке автомобилей, построенных за последние 20
лет, были в Китае, и вокруг них выросла индустрия
автоматизации.
Китайские компании также купили зарубежных поставщиков
передовой робототехники, таких как Kuka из Германии, и перенесли
большую часть своих операций в Китай. Когда Volkswagen открыл завод
электромобилей год назад в Хэфэе, у него был только один робот из
Германии и 1074 робота, произведенных в Шанхае.
Стремительное развитие Китая в области заводской робототехники
было инициировано сверху вниз. Пекинская инициатива «Сделано в
Китае 2025», начавшаяся десять лет назад, определила 10 отраслей, в
которых Китай стремился стать конкурентоспособным на мировом рынке.
Робототехника была одной из них.
Например, чтобы заставить автомобильную промышленность
задуматься о том, как использовать гуманоидных роботов с двумя
руками и двумя ногами, правительственные чиновники в Пекине в 2024
году поручили крупным автопроизводителям арендовать роботов и
предоставлять видеозаписи того, как они выполняют задачи на своих
сборочных заводах.
В качестве демонстрации автоматизации муниципальное
правительство Пекина провело полумарафон для 12 000 бегунов и 20
человекоподобных роботов. Только шесть роботов завершили забег, и
самому быстрому из них потребовалось почти в три раза больше
времени, чем самым быстрым бегунам. Но это мероприятие помогло
привлечь внимание к роботам.
В марте 2025 года премьер КНР Ли Цян заявил в своем ежегодном
отчете законодательному органу, что планы страны на этот год будут
включать усилия по «энергичной разработке» интеллектуальных
роботов.
Главное агентство экономического планирования страны объявило
о создании национального венчурного фонда в размере 137 миллиардов
долларов для робототехники, искусственного интеллекта и других
передовых технологий.
Контролируемые правительством банки Китая за последние четыре
года увеличили кредитование промышленных заемщиков на ошеломляющие
$1,9 трлн. Это окупило строительство заводов, а также замену
оборудования на существующих.
Ежегодно университеты Китая выпускают около 350 000
специалистов в области машиностроения, а также электриков,
сварщиков и других квалифицированных технических
специалистов.
Для сравнения, американские университеты выпускают около 45
000 инженеров-механиков каждый год.
Джонатан Херст, главный специалист по робототехнике и
соучредитель Agility Robotics, ведущего американского производителя
роботов, сказал, что поиск квалифицированных сотрудников был одной
из его самых больших проблем.
Еще одним фактором, обусловливающим стремление Китая к
автоматизации, является демографический кризис в стране.
Число детей, рождающихся каждый год, сократилось почти на две
трети с 1987 года. В то же время две трети людей, которым
исполняется 18 лет, теперь поступают в университеты или колледжи, и
эта образовательная траектория позволяет новому поколению
стремиться к карьере за пределами фабричного труда.
«Демографические дивиденды Китая закончились», — сказал Стивен
Дайер, глава азиатской промышленной практики консалтинговой фирмы
AlixPartners. «Теперь они находятся в демографическом дефиците, и
единственный выход из этого — производительность».
Далее: zavtra.ru/blogs/robo...