Походы против половцев и Крестовые походы — есть ли связь?

топ 100 блогов sergeytsvetkov12.04.2023

На рубеже XI—XII веков главными внешними врагами Русской земли оставались кочевники-половцы. Многочисленные попытки завязать с половцами мирные отношения ни к чему не приводили. Мономах говорит о себе, что в конце XI — начале XII вв. он сотворил с половецкими ханами 19 «миров», то есть мирных договоров, каждый раз давая половцам много денег и роскошных одеяний. Но половцы брали подарки и на следующий год снова приходили за военной добычей. Даже династические браки с половецкими ханами не гарантировали спокойствия их русским родственникам. В 1094 г. великий князь Святополк «поял» за себя дочь хана Тугоркана. А спустя два года ему пришлось хоронить своего тестя, явившегося пограбить волость своего зятя и павшего в бою с объединёнными дружинами Святополка и Мономаха на реке Трубеж под Переяславлем.

Несколько десятилетий подряд русские князья с переменным успехом отражали половецкие набеги. Ответный контрудар степнякам русские нанесли только в княжение Владимира Мономаха.

А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей» 1103 г.
А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей» 1103 г.

Весной 1111 года Владимир Мономах созвал русских князей на военный совет. Он предложил, не дожидаясь очередного половецкого набега, разбить половцев прямо в их кочевьях. Такая постановка вопроса для русских князей была внове, и они засомневались. Ведь весна на Руси — это время пахоты. Как же отрывать земледельцев и их коней от полевых работ? На это Владимир, согласно летописи, сказал: «Удивляюсь я тому, что вы жалеете пахарей и их лошадей, а того не сообразите, что приедет половец, ударит мужика стрелою, лошадь его возьмёт и семью угонит в полон!» Аргумент подействовал, и князья дали своё согласие на общерусский поход в степь.

Владимир не зря торопил князей. Весна была тем временем года, когда отощавшие за зиму половецкие кони только-только начинали набираться сил на весенних пастбищах. Владимир тонко учёл это обстоятельство и не ошибся в расчёте. Поход увенчался полным успехом. Половцы были дважды разбиты наголову, а русские дружины возвратились домой с великой славой и большой добычей.

Походы русских князей против половцев
Походы русских князей против половцев

По свидетельству самого Владимира Мономаха, за свою жизнь он 19 раз воевал с половцами. Во время этих походов русские захватили в плен больше 100 половецких ханов и две сотни более мелких князьков. Имя Владимира Мономаха сделалось настолько грозным для степняков, что бывало они обращались в бегство при одной только вести о приближении дружин победоносного русского князя.

Военное могущество половцев было подорвано, родоплеменная знать большей частью истреблена. Половецкие орды вступили в длительную полосу политического упадка.

Днепровское и донское объединения половцев распались, большинство входивших в них орд откочевали далеко от прежних мест обитания. Когда сын Мономаха Ярополк Владимирович в 1120 г. повторно «ходи на половци за Дон [Донец]», то уже «не обрете их» и без боя «воротися вспять». Правда, в 1125 г., прослышав о смерти Мономаха, какая-то половецкая орда вторглась в Переяславское княжество, «хотяще повоевати Русскую землю», но была рассеяна решительным ударом переяславских дружин. А в 1129 г. другой Мономашич, Мстислав Владимирович, отбросил степняков еще дальше на восток — «загна половци за Дон и за Волгу, за Яик».

Происшедшие в степи перемены почувствовали не только на Руси, но и в соседних странах. Волны половецкой миграции разошлись во все стороны. Венгерские хроники сообщают, что в 1124 г. король Стефан II принял к себе половецкую орду хана Татара. Поселившись на отведённой им земле, половцы несколько столетий играли заметную роль в жизни Венгрии, окончательно омадьярившись только в XVIII в. По данным грузинской летописи, сын Шарукана, хан Атерак («Повесть временных лет» знает его под именем Отрок), чья дочь, красавица Гурандухт, в начале 10-х гг. XII в. стала женой грузинского царя Давида IV Строителя, получил от своего тестя приглашение переселиться в Грузию и в 1118 г. увёл туда свою орду, насчитывавшую будто бы до 40 000 человек. Давид обеспечил половцам свободный проход через страну осетин и предоставил им в Грузии плодородные земли для поселения. Орда Атерака сделалась ядром армии Давида, а отборный пятитысячный отряд половецких всадников составил гвардию грузинского царя. Половцы сопутствовали Давиду в его походах в Персию, Ширван, Великую Армению; в 1121 г. воевали против турок-сельджуков и вернули царю его столицу — Тбилиси. Лишь после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. Атерак осмелился вернуться в родные степи.

В киевской летописи сохранилась поэтическая легенда о возвращении Атерака, очевидно взятая из половецкого эпоса. По смерти Владимира Мономаха брат Атерака, Сырчан отправил в Грузию гонца, велев передать Атераку такие слова: «Володимер умерл есть, а воротися, брате, поиди в землю свою». «Молви же ему моя словеса, пой же ему песни половецкия, — напутствовал Сырчан своего посланника, — оже ти не восхочеть [вернуться], дай ему поухати [понюхать] зелья [траву], именем емшан [полынь]». Выслушав братнего посланника, Атерак поначалу заупрямился, но, поднеся к лицу пучок полыни, заплакал и сказал: «Да луче есть на своей земли костью лечи, нежли на чюжей славну быти». И приде во свою землю».

Меньше повезло орде хана Аепы, ушедшей к границам Волжской Булгарии. «Повесть временных лет» передаёт, что в 1117 г. «приидоша половци к болгаром, и высла им князь болгарьский питие с отравою; и пив Аепа и прочии князи вси помроша».

Остатки же половецких орд, прижатые к побережью Азовского моря, влачили жалкое существование, подобно брату Атерака, хану Сырчану, который вместе со своими соплеменниками бедствовал в низовьях Дона, добывая скудное пропитание рыбной ловлей.

Вокруг южных и юго-восточных границ Русской земли на несколько десятилетий возник безлюдный «санитарный пояс», шириной от 100 до 200 и более километров. Только во второй половине 30-х гг. XII в. в этих местах стали вновь разбивать свои вежи кочевники, называемые в летописи «дикими половцами». По-видимому, это были разрозненные племенные группировки, отколовшиеся от старых, хорошо известных на Руси орд. Они крайне редко отваживались тревожить своими набегами древнерусское пограничье, зато охотно нанимались на службу к русским князьям, роднились с ними и перенимали христианскую веру. Такое положение в южнорусских степях сохранялось вплоть до 50-х гг. XII столетия.

Крестовые походы
Крестовые походы

Наступление Руси на степь совпало по времени с началом крестовых походов в Святую землю. Конечно, при всём внешнем сходстве эти военные предприятия нельзя рассматривать как явления одного порядка — истоки и цели их были принципиально различны. Крестовые походы были первым опытом западноевропейского колониализма, пускай и облечённого в форму вооружённого паломничества. Духовное руководство ими осуществляла католическая Церковь, движимая преимущественно стремлением решить внутренние проблемы христианского Запада, раздираемого скандальными войнами между единоверцами, и одновременно рассчитывавшая заполучить в свои руки средство господства над непокорным классом светских феодалов. Провозглашённая ею мистическая идеология крестоносного воинства — стяжание небесного Иерусалима путём завоевания Иерусалима земного — оказала, по крайней мере, на первых порах, чрезвычайно сильное воздействие на умы людей Запада, рыцарей и крестьян. Но вне зависимости от того, какие побудительные мотивы определяли сами для себя участники Крестовых походов, жажда заморских земель и богатств, несомненно, увлекала их больше всего.

Между тем Русь вела борьбу с половцами на совершенно иных политических и идейных основаниях. Это была сугубо оборонительная война, организованная и руководимая светской властью, которая действовала, исходя из своей прямой государственной обязанности «постоять за Русскую землю». Русские князья не искали святынь в чужих странах — они защищали церкви, монастыри и реликвии, находившиеся в их собственных владениях. Перспектива захвата военной добычи, наверное, увлекала как князей, так и рядовых ратников, но, безусловно, не являлась для них главным стимулом, а религиозный аспект походов в степь исчерпывался вполне понятным воодушевлением при виде торжества христианского оружия над «погаными».

Таким образом, русско-половецкая граница не была «северным флангом» в той грандиозной битве за Ближний Восток, которую на протяжении всего XII в. вели между собой Европа и Азия.

Если русские люди XII века и устремлялись в Палестину, то отнюдь не из желания встать в ряды освободителей Гроба Господня. Крестовые походы повлияли на Русь лишь в том отношении, что вызвали здесь бурное оживление интереса к паломничеству к святым местам, который привёл даже к появлению новой социальной группы — «калик перехожих» (от греческого названия специальной обуви, которую носили паломники во время своих путешествий — «калиги»), ставших неотъемлемой частью древнерусской жизни и литературы. Кое-кто из этих странников потрудился записать свои дорожные впечатления.

Хождение игумена Даниила
Хождение игумена Даниила

Наиболее известным памятником такого рода является «Хождение» в Святую землю игумена Даниила. Этот образованный и наблюдательный представитель южнорусского духовенства посетил Палестину между 1101 и 1113 годами, пробыв там, по его собственным словам, 16 месяцев. Жил он преимущественно в Иерусалиме, на подворье православного монастыря святого Саввы, откуда предпринимал странствия по всей стране, имея в качестве своего руководителя «добраго вожа», одного из сведущих старцев приютившей его обители. Иерусалимский король Балдуин I (1100–1118 гг.), ставший во главе крестоносцев после смерти Готфрида Буйонского, оказывал Даниилу всякое содействие в его разъездах по Святой земле и посещении христианских святынь (сам Балдуин был женат на старшей внучке французской королевы Анны Ярославны).

Называя себя «игуменом Русьскыя земли», а не какого-то отдельного княжества, Даниил усматривал одну из главных целей своего паломничества в том, чтобы помолиться «во всех местех святых» за всех «князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр… и всех христиан», и ставил себе в заслугу то, что вписал в синодик монастыря святого Саввы «имена князей рускых»: «толко [сколько] есмь их помнел имен, да тех вписах… И отпехом литургии за князи русскыя и за вся христианы 50 литургий, и за усопшаа 40 литургий отпехом». Другую великую удачу своего «хоженья» в Святую землю Даниил видел в том, что ему удалось за некую мзду, данную ключарю гробницы Спасителя, получить доску, «сущую во главах Гроба Господня святаго».

Игумен Даниил у гроба Господня
Игумен Даниил у гроба Господня

Вот в этой доске и ещё нескольких подобных реликвиях, добытых русскими паломниками в Палестине в XII — первой половине XIII вв., и состояла вся «добыча» Русской земли с крестовых походов.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вышла в свет моя новая книга "Суворов". Буду рад новым читателям!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу вам экземпляр!

Походы против половцев и Крестовые походы — есть ли связь?

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Про травлю ещё даже не открывшегося магазина издательства «Чёрная сотня» все интересующиеся, наверняка, хорошо осведомлены. Я, честно говоря, пребываю в некотором недоумении - хотя, казалось бы, ко всему уже надо привыкнуть. Предполагается единственный на всю Москву маленький магазинчик - ...
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Болсонару уехал из Бразилии совсем не для того,  чтобы закончить свои дни в кресле-качалке на даче своего лепшего кореша и старшего ...
Есть такой скиталец по сектам и расколам Алексей Муравьев. Порой он делает «экспертные заключения» по вопросам ОПК в школе: «Старообрядец Алексей Муравьев, автор одного из альтернативных и в итоге отклоненных учебников по православной ...
Ночь измотала: Наташе резко хуже, не встает несколько дней, температура за 40. И антибиотики уже не помогают. Нужна операция, два года пытается найти деньги - безрезультатно. Страшно за нее. Вот тут выложила ее просьбу о помощи. Но что делать ...
...Они исчезают и появляются через много лет – в случайном шальном сообщении, с расплывчатыми планами встретиться. Они те, кто существуют на периферии – на расстоянии одной станции метро, одного города, одного часового пояса, на расстоянии одной жизни. Они те, за кем вы следите со ...