"Снегурочка", или Шедевр Островского
catherine_catty — 30.10.2024 Когда мы говорим "Островский" обычно вспоминаются его пьесы о купцах, мелких дворянах и мещанах. Душный, затхлый мирок, герои, которых драматург показывает в неприглядном обличии. Особняком в творчестве Александра Николаевича стоит "Снегурочка", сказка о любви, пронзительная, прозрачная и хрупкая, как льдинка. Как мог этот обличитель написать такое чудо? Где он нашел слова, которые звенят, как колокольчики под дугой тройки? Не знаю. Знаю одно: уже полтора века она не сходит со сцены, полтора века люди восторгаются, слыша чеканные строки.В прошлом году в Историко-этнографическом театре состоялась премьера "Снегурочки" М. Мизюкова. Что можно сказать нового, взяв пьесу, которой уже стукнуло сто пятьдесят лет? Театр поставил не просто Островского, но обрядовое действо, добавив русские народные песни, танцы, плачи. Герои "Снегурочки" играют на гуслях, водят хороводы, "выкупают" невест и так далее. Кстати, инструменты, "участвующие" в спектаклях, можно увидеть в фойе. И это очень трогательно. И вообще театр теплый, домашний.
За декорации и костюмы отвечала М. Утробина. Казалось бы, вот где можно разгуляться, но оформлена сцена весьма лаконична: полотнами со снежинками. Частично действие в "Снегурочке" происходит зимой, поэтому бело-черная гамма напоминает нам о голых полях и заснеженных лесах. Лишь несколько предметов мебели используют в спектакле. Это скамья-конек и деревянный трон Берендея.
Костюмы также бело-серые по бОльшей частью, причем основным декоративным элементом стало макраме. Из шнуров сплетена корона Берендея и сандалии Снегурочки, головные повязки девушек и тесьма на одежде Бермяты. А что, так можно было? Можно! Пожалуй, только три героя выделяются на этом светлом фоне: неистовый Мизгирь в сером наряде, Купава, одетая в коричневое платье и Елена, жена Бермяты, в зеленом. Ну, с Мизгирем и Купавой все понятно, это самые яркие персонажи. Елена... Ну, наверное, так подчеркнули то, что она слывет красавицей.
Что касается актерских работ, то тут полный восторг. Полина Дрекова, сыгравшая Снегурочку, - это просто чудо. Юная, трогательная, доверчивая и наивная, именно такой предстала перед нами эта снежная девушка. Она как родничок, что пробивается по весне, свежий, чистый. Купава (Алина Чеченкова) тоже красива, глаз не оторвать, но она совсем другая: яркая, настойчивая, готовая бороться за свои интересы. Мизгиря сыграл (и я прям была уверена, что это будет он) признанный герой-любовник МГИЭТа Николая Антропов. Его я видела во многих спектаклях и всегда он был на высоте, не подкачал и сейчас. Лелем стал Иван Рысин, это приглашенный актер, но он отлично влился в коллектив и хорошо смотрится рядом с Полиной, они оба прямо-таки воплощают собой юность. Весьма хороши и бобыль Бакула (Д. Колыго), и царь Берендей (А. Сенин), и бобылиха (С. Щеголькова).
Минусы. На мой взгляд, два элемента спектакля, которые по отдельности очень хороши, соединившись, вступили между собой в противоречие. Это текст, написанный литературным языком образованным и эрудированным человеком, и песни, в которых использован народный язык. Ну, не сочетаются строки практически шекспировского уровня
За поцелуй поешь ты песни? Разве
Так дорог он? При встрече, при прощанье
Целуюсь я со всяким, — поцелуи
Такие же слова: «прощай и здравствуй!»
Для девушки споешь ты песню, платит
Она тебе лишь поцелуем; как же
Не стыдно ей так дешево платить,
Обманывать пригоженького Леля!
Не пой для них, для девушек, не знают
Цены твоим веселым песням. Я
Считаю их дороже поцелуев
И целовать тебя не стану, Лель.
с простонародным "Подь суда".
Поэтому резюме такое: театр прекрасный, пьеса изумительная, сыграна отлично, лучше не бывает, игра гусляров - вообще сказка. Но лично я увидела некоторый диссонанс.
P.S. А какая там классная рогатая кика!
P.P.S. Островский - гений.
За приглашение спасибо Историко-этнографическому театру, сообществу Мой взгляд, Людмиле Кондратьевой и Ивану Архипову.
#снегурочка #александростровский #мгиэт #театр #мойвзляд #moivzglyad
|
</> |