Поэзия тайги
lesnyanka — 23.01.2025
Не обязательно зимой, я вот собираюсь читать летом, в дачный сезон.
Зима - не значит, что вся она должна быть посвящена чтению. Иногда
начинаешь - и не хочешь продолжать, берешь новое, потом порою
возвращаешься к старому. А иногда сразу застреваешь. И так весь
год. Так что я расскажу о тех книгах, которые перечитывала и
собираюсь снова перечитать. В удобное время, летом без
интернета.В подростковом возрасте я увлекалась книгами Григория Анисимовича Федосеева, инженера-геодезиста. 1899–1968гг.
Среди его произведений — «Таёжные встречи», «Загадки леса», «В тисках Джугдыра», «Злой дух Ямбуя», «Последний костёр», «Меченый», «Мы идём по Восточному Саяну», «Пашка из Медвежьего лога», «Смерть меня подождёт», «Тропою испытаний», «Поиск». Он участвует в полевых геодезических работах в Забайкалье и Восточных Саянах. В 1938 году становится начальником отряда, а позднее — начальником экспедиции, руководит топографическими работами на реке Ангаре, на Средней и Нижней Тунгусках, исследует Яблоновый и Становой хребты, Охотское побережье, Джугджурский хребет. Во время экспедиций Григорий Анисимович собрал и передал в дар Академии наук большую коллекцию растений, птиц, шкур и рогов представителей фауны Сибири и Дальнего Востока. В конце жизни из-за плохого здоровья он переехал в Краснодар и начал писать книги о своей жизни, полной тягот и приключений.


Не знаю, откуда у меня взялись его книги – «Смерть меня подождет» и «Тропой испытаний», позднее - «Последний костер». Но я читала запоем. А потом перечитывала. Его простые описания тайги и всех её нюансов, всех её красот, и тяжелейшего труда первопроходца – всё это завораживало, ибо звучало как песня, как музыка, как поэзия. И совершенно необыкновенные самоотверженные и отважные люди жили в этих книгах. Федосеев не прикрашивал, не кичился, не выдумывал небывальщины, не выпендривался, не измышлял каких-то особенных литературных стилей. Он писал, как жил. Просто описывал свою жизнь, свои путешествия, серьезнейшие и тяжелейшие испытания, выпавшие ему и его товарищам.

Если у Арсеньева был проводник Дерзу Узала, то у Федосеева – эвенк Улукиткан. Улукиткан – мудрый следопыт, дитя суровой природы настоящей сибирской тайги, строгой к человеку, даже жестокой. Дитя заветов предков и самобытной культуры. И главное – тут ни грамма вранья или вымысла. Только быль. Только реальность.


В те времена я даже не знала о том, что по его повести «Злой дух Ямбуя» снят кинофильм. Повесть в 1978 году была экранизирована на киностудии имени Максима Горького режиссёром Борисом Бунеевым.
Сейчас фильм позиционируется как «советский ужастик», что полная дребедень. Потому что это реальная история о медведе-шатуне, медведе-людоеде на Алданском нагорье вблизи гольца Ямбуй. Первые послевоенные годы, топографическая экспедиция, пропадают два наблюдателя, затем еще один, затем три эвенка. Эвенки объясняют исчезновения людей кознями злого духа Харги, живущего на Ямбуе, который не любит, чтобы его тревожили.
В главной «роли» (Евгений Заборовский сыграл автора книги) - сам автор повести, идущий по следу неведомого монстра, злого духа, убившего исследователей-следопытов, и вычислившего в итоге огромного медведя.



И хотя его книги у меня есть (они очень старенькие, но очень ценные), я решила перечитать Федосеева летом, купила и скачала некоторые его произведения на электронную книгу.
Рекомендую тем, кто любит не приукрашенную природу, дикий мир гор, рек и нетронутого зверья, нехоженые тропы в непроходимых дебрях. И поразительную и опасную красоту тайги!


|
|
</> |
Эффективность флотационных установок в процессах очистки сточных вод автомобильных моек
Антисоветские мифы о депортации чеченцев и ингушей, подмена правовых понятий
Она попала в параллельный мир и чудом вернулась — мистическая история о моей
Япония, день 7 - Киото: Мастер-класс по приготовлению чая Матча и музей чая в
Новогодние каникулы
Наше старое кино
Почему мне плохо, хотя объективно всё нормально
О "пользе" колодезной воды.

