Поездка в Углич, ч.6
galinam — 22.06.2024 Алексеевский монастырь.За Каменным ручьем есть холм, названный в древности "Огнева гора". Когда-то здесь было языческое святилище. На его месте долгое время лежал огромный валун с отпечатком петушиной ноги, причем, если представить этого петуха, то был бы он с человеческий рост. В народе говорили, что петух этот огненный прилетал дважды и дважды предупреждал угличан об опасности. Впервые он кричал в канун гибели царевича Дмитрия, а второй — перед нашествием поляков.
А самое занятное вот в чем: в Уличе А.С. Пушкин не был ни разу, но говорят, что об угличском петухе кто-то из друзей поэта поведал ему эту легенду, и Пушкин написал "Сказку о золотом петушке", который тоже предупреждал царя об опасности.
В 1371г. митрополит московский Алексий с целью укреплений позиций Москвы в Верхнем Поволжье основал здесь монастырь.
А в 1628г. строитель старец Мисаил завершил воздвижение трехшатровой Успенской церкви.
Она стала памятником защитникам Углича, погибшим в Смутное время. За красоту церковь прозвали "Дивной". Трехшатровых церквей осталось всего три, поскольку их запретил патриарх Тихон как "удалившиеся от византийского прообраза" - пятиглавье ему было больше по душе, хотя эти главы выражают идею трех ликов Господних - Отца, Сына и Святого Духа.
А церковь всеми гранями своими
такой прекрасной вышла, что народ
ей дал свое — незыблемое — имя,—
ее доныне "Дивною" зовет.
Возносятся все три ее шатра
столь величаво, просто и могуче,
что отблеск дальних зорь
лежит на них с утра,
а в час грозы
их осеняют тучи. (О.Берггольц)
Рядом с монастырём - арт-объект скамья Ольги Берггольц.
Будущая поэтесса жила в Угличе с 1918 по 1921 гг. Мать привезла 8-ми летнюю Олю в маленький волжский городок из голодного революционного Петрограда. Поселились они в келье бывшего Богоявленского монастыря. Девочка ходила в школу, расположенную в кирпичном здании напротив собора.
О годах, проведенных в Угличе, О.Ф. Берггольц оставила проникновенные воспоминания в автобиографических повестях "Углич" (1931) и "Дневные звезды" (1959).
Она вспоминала: "Тёмное, бедственное жильё времён детства и гражданской войны - эта келья, этот угол монастырского двора с могучими липами и, главное, высокий белый трёхглавый собор напротив школы - всё это стало мне почему-то сниться как место чистейшего, торжествующего, окончательного счастья".
В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц все 900 дней оставалась в блокадном Ленинграде, вела передачи на радио. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии. Но утром снова шла к микрофону, чтобы возвестить ленинградцам, что город жив и сражается, читала свои стихи.
Её называли "блокадной музой", а немцы включили в список лиц, подлежащих немедленному уничтожению. Ольга Фёдоровна писала:
Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то?
А я могу любить
Это она объявила по радио 18 января 1943 года: "Ленинградцы, друзья! Блокада прорвана!"
" Никто не забыт, и ничто не забыто" - эти слова Ольги Берггольц высечены на стеле у вечного огня на Пискарёвском кладбище.
Поэтесса, чей голос звучал в радиоэфире блокадного Ленинграда, любила рисовать и дружила с педагогом, угличским художником Иваном Потехиным, поэтому рядом со скамьей установлен мольберт.
Но время шло — все́ три столетья шло…
Менялось всё — любовь, измена, жалость.
И "Дивную" полы́нью занесло,
Она тихонько, гордо разрушалась.
Там в трещине берёзка проросла,
Там обвалилась балка, там другая…
О нет, мы "Дивной" не желали зла.
Её мы просто не оберегали.
…Я знаю, что ещё воздвигнут зданья,
Где стоит кнопку малую нажать —
Возникнут сонмы северных сияний,
Миры друг друга станут понимать.
А "Дивную" — поди восстанови,
Когда забыта древняя загадка,
На чём держалась каменная кладка:
На верности, на правде, на любви.
Узнала я об этом не вчера
И ложью подправлять её не смею.
Пусть рухнут на меня
все́ три её шатра
Всей неподкупной красотой своею.
1953 г.
Скамья и мольберт, на котором высечены строки поэтессы, напоминают о том времени, и теперь в бронзе снова отражаются соборные купола, видевшиеся ей в далеких двадцатых.
|
</> |