
Поездка в Углич, ч.3

В этот приезд мы решили полюбоваться старинными храмами и чарующими пейзажами с катера.

" С поднятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые"
( А.С.Пушкин, "Медный всадник").
На набережной нас встретили сторожевые львы. Существовало поверье, что лев спит с открытыми глазами и именно поэтому превратился в идеального стража, но не все львы сторожевые, а лишь те, что кладут лапу на шар, чтобы не заснуть на посту. Если же сон сморит их, шар выскользнет из лапы и разбудит льва. Они всегда бодрствуют, охраняя город.



С трудом верится, что кормилица-Волга, где к пристани причаливают пассажирские теплоходы, пришвартованы роскошные круизные лайнеры, в начале ХIХ века всего лишь несколько дней в году была судоходной.

Когда река мелела, на дне обнажались камни, мешающие прохождению судов. Тогда появлялась специальная команда и её матросы "камнечерпательной" лодкой со дна реки извлекали камни, мешающие судоходству.
Михаил Павлович Чехов был первым, кто записал угличское предание – о кувалдином камне, который скрывался под водами посреди Волги. Считалось, что под водой его удерживали обитавшие в реке русалки, которые периодически залезали на этот камень, заманивая рыбаков, жаждавших посмотреть, есть ли у русалок хвост. Все трагические событие на воде в Угличе было принято связывать именно с кувалдиным камнем. Говорят, потом он еще какое-то время мешал активному судоходству по Волге.
До середины 19 века грузовое судоходство на Руси осуществлялось за счёт бурлацкой тяги,
а с середины 19 столетия появляются небольшие пароходы. По течению они могли ходить без проблем, а против течения их сносило. И тогда из Франции было заимствовано туерное пароходство. У туера было большое преимущество в том, что он мог перетягивать себя по мели.
В 1868 году была проложена цепь по дну реки от Рыбинска до Твери протяжённостью примерно около 370 вёрст и стоимость её была 1,5 миллиона рублей. Для сравнения: двумя годами раньше была продана Аляска за 11 миллионов рублей. То ли цепь дорогая, то ли Аляску продешевили.
В 1899 году к Столетию со Дня Рождения А.С. Пушкина на Набережной был разбит Пушкинский бульвар и вдоль всего берега была повешена туерная цепь, которая украшала Набережную , придавала ей неповторимый шарм, и на которой любили качаться влюблённые парочки.

Фото из интернета.
В 2010 году была проведена реконструкция, поновлены причалы, старые деревья были спилены и выкорчеваны, цепь сняли и поставили новые заграждения.
В настоящее время фрагменты туерной цепи можно увидеть на улице Ольги Берггольц в Угличе.
Во время весенних и осенних паводков в городе случались и наводнения. Очень разрушительным было наводнение 1792 года. Тогда масса домов была разбита льдом, гибли дети и взрослые.
С начала тридцатых годов советский народ приступил к работе по преобразованию Волги: "Волга должна быть "Большой Волгой" с неизменяющейся глубиною 4,5 метра", потому как имеющийся в государстве почти 4000-километровый путь, могущий быть свободно соединенным с четырьмя морями, не может оставаться неиспользованным. Правительство наметило построить на реке целый ряд плотин.
С осуществлением проекта "Большая Волга" Углич получал возможность пользоваться рекой как судоходной артерией в течение всего навигационного периода, получал для развития здесь промышленности дешёвую электроэнергию.
Строительство Угличской ГЭС велось с 1935 по 1955год. Угличская ГЭС - первая гидростанция на реке Волга вступила в эксплуатацию перед войной.
Первый гидроагрегат был пущен 8 декабря 1940 года, второй - 20 марта 1941 года. По состоянию на 1941 год она являлась второй по мощности действующей гидроэлектростанцией СССР.
С капитаном мы созвонились заранее, и катер нас уже поджидал.










Угличская ГЭС.










Нам очень повезло с погодой! Накануне так лило, что мы уже и не надеялись, что тучи растают и выглянет солнце, так что и речная прогулка удалась на славу.
Продолжение следует.
Литература:
https://dzen.ru/a/ZS1BIYFvlwATqG6Z
|
</> |