Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XXX. Ферапонтов монастырь. Фрески
architectstyle — 22.08.2023Следующие 12 стихов Акафиста — это богословие, перемежающееся с славословиями Марии и Христа. Достаточно тонкие материи. Но Дионисий и тут справился. Своей кистью он превратил отвлечённые философские понятия в художественные образы. Зачастую он использует старые, давно разработанные сюжеты, но переосмысливает их по-своему. Интересны изображения песен, превращённые в набор символов и метафор.
Икос 7 «Новую показа тварь...»
Христос указывает апостолам на Евангелие, в котором раскрывается новозаветное откровение об обновлении человека («твари», т.е. творения) для жизни вечной.
Участок стены, где размещается композиция, прорезан дверным проемом, ведущим в тайник внутри свода. Интересно, что было изображено на этой потайной двери? Никогда не узнаем, увы.
Дионисий по-своему подошел к передаче главной идеи стиха. Христос-зиждитель указывает ученикам на раскрытое Евангелие – символ своего учения. Евангелие и есть та «новая тварь», т.е. творение, о котором поется в песне. Вне России в этом сюжете изображалась или Богоматерь, показывающая младенца, или Христос. И вот вам пример:
Кондак 8 «Странное рождество видевше...» , Богоматерь «Воплощение» с предстоящими
Особенностью композиции является жест Богоматери, указывающий на Младенца, явившегося в мир для спасения человеческого рода. Изображение монахов, предстоящих Богоматери с Младенцем, соответствует содержащемуся в тексте кондака призыву устраниться от мира, взирая на непостижимое чудо рождения Христа от Девы. Дионисий задал такую иконографию сюжета: преподобные стоят «руки молебно» и взирают на Богоматерь «Знамение» в небесах (т.е. на символ воплощения сына божия»).
Икос 8 «Весь бе в нижних и вышних...» , Деисус (Спас на престоле, Богоматерь и Иоанн Предтеча)
Деисус с «Ветхим Деньми» в медальоне, который поддерживают ангелы. Внизу по сторонам — восстающие из гробниц праведники в белых одеждах. Жест Христа подчеркивает роль Богородицы в божественном снисхождении и рождестве Спасителя.
Сложные рассуждения о единстве божественной и человеческой сущности Христа переданы композицией изображения Деисуса на своде в северо-западном углу храма. За светло-розовой оградой рая благородны и спокойные Богородица и Иоанн Креститель молят Христа о людях, живущих на земле. Дионисий передал не только богословскую часть икоса, но и лирическую: «Радуйся, ею же отверзеся рай, радуйся ключу царствия Христова, радуйся, надеждо благ вечных…». Эта сцена расположена возле западной стены со Страшным судом. Контраст сцен усиливает их звучание.
Кондак 9 «Всякое естество ангельское удивися...»
Христос на троне в окружении ангелов, удивляющихся чудесному Воплощению «неприступнаго» Бога во «всем приступнаго Человека», который пребывает с человеческим родом.
Вместо традиционно изображаемого вне Руси в этом стихе сюжета Рождества, у Дионисия мы видим Христа в миндалевидной славе, на фоне которой стоят ангелы и парят серафимы. Эту традицию подхватят русские иконописцы.
Фрески Дионисия удивительны своим приподнятым настроением. В них нет картин человеческих страданий или страстей Христовых. Но есть образность, лиричность и теплота человеческого чувства. Дионисий не пугает адом, а ведёт к свету.
Икос 9 «Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя...»
По сторонам от восседающей на троне Богоматери представлены два оратора-«витии», в недоумении взирающих на Приснодеву Марию, которая послужила орудием Боговоплощения. Их изображения указывают на бессилие носителей мирской премудрости, античных философов и еретиков перед таинством воплощения Бога от Девы.
Говорится о том, что витии оказались безгласыми, точно рыбы, будучи не в силах объяснить, как Мария, оставаясь девой, родила сына. Все внимание Дионисия на образе Марии. Она сидит на золотом престоле, словно бы едва касаясь сидения. Обе воздетые руки обращены к зрителю, словно высшая благодать сейчас в этих руках. Мария одна, без младенца. Тут Мария - дева, настолько просветлена, что никто не может сейчас оказаться рядом с ней. У ног Марии два витии. Один из них не выдержал сияния и пал на землю. Другой одет в богатое светлое одеяние. Белый колпачок на его голове сообщает, что перед нами не христианин, это «баснотворец». В лице его испуг, смятение, он бессильно сворачивает свиток своих речений, он побежден. В этом изображении богословский догмат о непорочном зачатии перерастает в философскую мысль о превосходстве и торжестве духовной чистоты и благородства.
Кондак 10 «Спасти хотя мир...», Шествие Христа на Голгофу
Изображение Христа, смиренно стоящего у креста, подчеркивает добровольный характер принесенной им искупительной жертвы за человеческий род, что соответствует тексту кондака, где говорится о «самообетованном» явлении Спасителя в мир. Справа от креста представлен указывающий на него всадник в царском венце. В нем можно видеть прокуратора Иудеи Понтия Пилата или первого христианского императора Константина Великого, который был удостоен видения Креста Господня и, избрав его своим знаменем, спасся от врага и одержал победу.
Дионисий породил традицию на слова «Спасти хотя мир…» изображать шествие на Голгофу, в то время как в греческих, сербских и афонских памятниках принято изображать Сошествие во ад.
Икос 10 «Стена еси девам, Богородице Дево...»
Богоматерь, представленная на фоне стены, благословляет дев-инокинь. Покровительствуя монашескому подвигу, Богоматерь, подобно стене крепости, оберегает и охраняет всех, следующих путем Христа, от соблазнов земной жизни.
Мария стоит на фоне стены, опустив руки на головы прекрасных дев, словно защищая и благословляя их. Очень выразительный жест. Стена, замыкающая композицию, усиливает тему покровительства, защиты. Композиция расположена на склоне одного из столбов. Создается впечатление, что Мария склоняется не только над девами на фреске, но и над людьми, стоящими в храме под росписью. Люди становятся как бы частью композиции и ощущают, что Богородица – защита для них тоже. Так выражена средствами живописи метафора защиты.
Кондак 11 «Пение всякое побеждается...»
На фоне городской стены с башнями представлен Христос и обращенные к Нему в молитвенной позе московские митрополиты Петр и Алексий, ниже — колодец, окруженный болящими. Композиция восходит к изображению исцелений от чудотворного источника близ константинопольского монастыря Христа Филантропа в Манганах.
Дионисий сохранил византийскую традицию изображать Христа в окружении епископов и учеников. Но внизу прибавил колодец, возле которого сидят ищущие духовного очищения люди.
Икос 11 «Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся...», «Светоприимная свеща»
Изображение Богоматери со свечой в руках соответствует содержащемуся в икосе 11 уподоблению Девы Марии свече, явившейся «сущим во тьме» — людям, представленным в пропасти. Чудесный свет, явленный им Богоматерью, — воплотившийся Спаситель, чье рождение от Девы было предсказано изображенными по сторонам Богоматери пророками. Еще один пример образной передачи метафоры. На невысоком подножии стоит стройная юная Дева. Тонкими руками с длинными пальцами она держит горящую свечу. Сама ее фигура с легким наклоном головы напоминает трепетное пламя свечи. У ног ее «тьма», люди уже освободились от греха, в белых одеждах, они поднимаются к Богоматери. Она, в лазурном платье, контрастно выглядит на фоне розовых горок с белыми лошадками. Двое пророков в лазоревых хитонах, в серых и лиловатых одеждах осуществляют связь Богоматери и людей.
Кондак 12 «Благодать дати восхотев...»
Сошествие Христа в ад описано в апокрифическом Евангелии от Никодима. Спустившись в ад после своей крестной смерти, Христос разрушил его врата и вывел оттуда души ветхозаветных праведников, с верою ожидавших Его пришествия. В композиции ферапонтовского собора Христос представлен разрывающим свиток с перечнем грехов — «кабальную запись», которая знаменует лежащую на человеческом роде печать грехопадения.
Адам после изгнания из рая должен был дать кабальную запись сатане, чтобы иметь право обрабатывать землю, которой владел дьявол. Христос, спустившись в ад после воскресения, разорвал запись Адама и освободил человечество от вечного порабощения. Чтобы передать этот сюжет, Дионисий избрал распространенную композицию «Сошествие в ад», но видоизменил ее. На фреске Христос не только поднимает из гроба Адама, но и вырывает из лап дьявола развернутый свиток – кабальную запись. Т.е. Дионисий как бы соединил два сюжета: Выведение праведных из ада и уничтожение дьявольского проклятия. Христос – олицетворение добра, фигурка дьявола почти подобострастна. Зло лишилось своей власти. Человек свободен.
Икос 12 «Поющие твое Рождество...»
Храм с растворенной дверью, на фоне которого изображены Богоматерь с Младенцем, представляет собой символический образ Богородицы как «одушевленного храма» — вместилища воплотившегося Бога: «Поющие твое Рождество, славим тя и вси яко одушевленный храм»В соответствии с текстом икоса в молитвенном предстоянии изображены: слева — «цари благочестивые», справа — «иереи благоверные».
Дионисий изобразил белый одноглавый храм, к которому торжественно движется процессия людей всякого звания. Из середины храма поднимается Богоматерь с младенцем. Ее темно-пурпурный мафорий хорошо выделяется на фоне белоснежного здания. Стоящий подле святитель закрывает ризою храм, так что линия здания продолжает линию фигуры Богоматери и сравнение с «одушевленным храмом». Фреска словно пронизана светом.
Кондак 13 «О, Всепетая Мати...»
Торжественный вынос одной из наиболее почитаемых святынь Константинополя — чудотворной иконы «Богоматерь Одигитрия». Изображен Крестный ход. В центре представлен диакон в светло-лиловом стихаре, который держит икону так, как ее действительно носили в Константинополе: руки диакона раскинуты в стороны, древко иконы укреплено у него на поясе. Среди предстоящих изображены: слева патриарх и царь Ираклий со свитой, справа - царица с женщинами в светлых, богатых одеждах. Сцена воспринималась как исторический сюжет: Ираклий и константинопольский патриарх Сергий прославляют Богоматерь после одержанной победы над врагами.
На этом Акафист закончился. Но не стенопись! Начнём с восточной стены. Хоть я уже много рассказал о том, что там можно увидеть, но не всё.
Восточная стена. Итак, вот тут у нас схема росписей в разрезе по восточному поперечному нефу (вид на восток).
Символическое изображение богослужения, соответствующее назначению алтарного пространства. Представлены восемь святителей, которые совершают литургию перед престолом, изображенным в алтарном окне. Все они облачены в епископские одежды и держат свитки с текстами молитв, входящих в состав чина литургии. Композицию дополняют фигуры святителей на восточных столбах (митрополиты Алексий и Петр, Иаков, брат Божий) и северном торце алтарной апсиды (Леонтий Ростовский).
А тут — по западному поперечному нефу (вид на восток). Тут я обо всём уже почти рассказывал, ибо сверху у нас Акафист Богородице. Остались только великомученик Андрей Стратилат и великомученик Мина.
Римский военачальник в правление императора Диоклетиана (284—305). Титул главнокомандующего (греч. «стратилат») получил от правителя Антиоха. Проповедовал Иисуса Христа и с Его именем одерживал победы. Был схвачен и подвергся пыткам вместе со своими воинами, но император не решился казнить прославленного полководца. Освободившись, Андрей вместе со своей дружиной принял крещение. По откровению свыше, не оказав сопротивления, Андрей и его воины были усечены в ущелье горы Тавра специально посланным войском. На месте гибели 2593 мучеников из земли истек источник. Вот что-то мне подсказывает, что «нэ так всё было» ©
Великомученик, египтянин, был воином во время царствования Диоклетиана и Максимиана (284—305). За исповедание христианства принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 г.
А вот разрез по центральному поперечному нефу. Вид на восток.
На западной стене собора, по традиции, расположена сцена Страшного Суда. Ниже мои криворукие фотографии, а вот тут фреску можно рассмотреть по фрагментам.
Сцена Страшного суда или Второго пришествия Христа. Напоминание, что за всё придётся отвечать. Но зачем тут необычный образ голубой реки с охристымикольцами? Этот уникальный образ не встречается в других дошедших до нас древнерусских изображениях Страшного суда.
Искусствоведы сломали тонны перьев и пролили реки чернил, но, в конце-концов, пришли к выводу, что Дионисий изобразил змея в виде реки, точно в соответствии со славянским текстом толкования А. Кесарийского на Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), в котором змей идет «как река». А охристые кольца потока, вероятно, намек на кольца змея. Дионисий не стал изображать огромного ужасного змея с икон «Страшного суда». Он поступил изящнее — изобразил змея в виде тонкой извилистой реки, которая преследует и искушает грехами церковь согласно толкованию на Откровение А. Кесарийского. По крайней мере, я так понял писания учёных мужей.
А вот тут можно ознакомиться со схемой росписей западной стены собора.
Теперь на север. Схема по центральному нефу с видом на север здесь здесь. По северному нефу с видом на север — тут.
И, наконец, на юг. Схема здесь.
Вот так. Разумеется, показать всё я не сумел, но старался. Честно говоря, я до сих пор нахожусь под впечатлением, хоть прошло уже много месяцев. Дионисий, безусловно, гений. Загнанный в рамки жёсткого канона, он сумел создать ЭТО.
Мне всегда было интересно, что получилось бы, пробей Россия международную изоляцию не при Иване III в XV веке, а при, скажем, Дмитрии Донском в XIV? Или хотя бы, чтобы эмиссары Ивана III Вольпе и Джеральди занимались в Италии не только наймом архитекторов, инженеров, литейщиков, офицеров и организацией брака великого князя Московского с наследницей павшей Восточной Римской империи Софьей Палеолог, но ещё наняли бы живописцев и скульпторов? Что было бы, пообщайтся тот же Дионисий вживую, например с Леонардо да Винчи? Проникни идеи Возрождения на Русь в полном объёме? Как бы они преломились, во что вылились? Случилось бы так же, как с Московским Кремлём и его соборами, ставшими сплавом древнерусских традиций и высокой готики? Никто не ответит.
И ещё один момент. Помните Ленинское: «Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк»? Предки это тоже хорошо понимали. Кино им, по понятным причинам, было недоступно, цирк не одобрялся, как «бесовские пляски», оставалось изобразительное искусство. Посмотрите на фрески Дионисия — это гениальная наглядная агитация, превосходно разъясняющая населению положения господствующей идеологии. На уровне образов, а, значит, подсознания. И кто теперь скажет, что предки не умели в пропаганду. Кое-кому стоило бы поучиться. Вот только где Андреев Рублёвых и Дионисиев брать? Нынешние гении, пардон, мажут задницу краской, а потом бьют по ней холстом — так рождаются «шедевры»... А, может, всё же поискать настоящих?
|
</> |