Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XXIX. Ферапонтов монастырь.
architectstyle — 14.08.2023Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области; один из древнейших монастырей Русского Севера, основанный в XIV столетии. В течение 400 лет обитель являлась важнейшим культурным и религиозным просветительным центром Белозерского края. До нашего времени монастырь дошёл в строениях XIV—XVII веков и росписях прославленного иконописца Дионисия. Монашеская традиция в нём была прервана последствиями смены государственного строя в России в начале XX века. С советского времени в стенах Ферапонтова монастыря находится Музей фресок Дионисия — филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году монастырь в список Всемирного наследия. Это ежели кратко, но ведь кратко не наш метод!
Расположен монастырь в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Ферапонтовского и Спасского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь, рассказ о котором впереди.
Монастырь был основан в 1398 г. святым Ферапонтом. Заметьте, это через 18 лет после Куликовской битвы. Это сражение дало толчок к осознанию себя не только народом и аристократией, но и церковью. Московская Русь начала распостранение, более не дробясь и не сжимаясь. А в новооснованных монастырях начала вызревать идея «Москва — Третий Рим». Россия становилась империей, пока ещё маленькой, дохлой и подчинённой, но идеи и горы двигают. Вот одним из столпов этого процесса и стал тогда ещё не святой Ферапонт.
Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 20 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную[6]:156. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобрёл широкую известность.
Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он стал традиционным местом поклонения и вкладов (в том числе земельных) многих представителей русской феодальной знати: Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). А князья Белозерские, кои, как известно, «всемером на одном дворе княжили» и вовсе снесли в эти два монастыря всё своё и без того небогатое достояние, включая земли.
Из его стен на рубеже XV—XVI веков вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Постриженником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.
В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве, самыми известными из которых были митрополит Спиридон-Савва и патриарх Никон. Хотя, Никона, наверное, стоило сослать на Соловки — ему бы там всё припомнили.
XVI век стал периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжали Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых, епископов Сибирских, Ростовских, Вологодских, Белозерских, Новгородских и ещё кучу народу поплоше.
И это не только от благочестия. Время на дворе стояло суровое — возможностей лишиться всего, а то и очень погано прищёлкнуть ластами хватало, а монастырь — это пенсионный фонд, если не для себя, так хоть для семьи. Вклады делались с условием пожизненного содержания вкладчика «со чады и домочадцы» в случае чего. Многим помогло.
С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возросло внимание к монастырю, способствовавшее росту вкладов и доходов. Полезно иметь своего, домашнего святого. Хотя, к чести святого Мартиниана, он, похоже и правда был святым.
В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII веков.
В XVI веке в монастыре построены монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата.
Вот о них мы сейчас и поговорим.
1. Собор Рождества Богородицы.
Построен собор в 1490 году. Это первая каменная постройка Белозерья и монастыря, представляющая первоклассный образец оригинальной ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Его объем, поставленный на высоком подклете, завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу – поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчества. Три перспективных портала вытесаны из белого известняка.
Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из 300 композиций занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Наружная роспись собора располагается в центральной части западной стены и в нижней части южной над захоронением преподобного Мартиниана.
Собор частично перестроен. Когда-то он выглядел так.
Мне кажется, что раньше было лучше, хотя, как посмотреть.
В конструктивном плане храм представляет собой барабан, установленный на четырёхстолпный четверик.
Судя по конструктивному решению и декору, скорее всего, собор построен ростовскими мастерами. Имён зодчих история, к сожалению, не сохранила.
2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой.
По предположению историков, церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV.
О времени построения церкви сообщает резная надпись на белокаменной храмоздательной плите, на которой вырезано: «Лета 7038-го (1530) почата бысть сиа церковь делати в имя пресвятыя Богородици честнаго еа Благовещениа с трапези при благоверном великом князе Василие Ивановиче всея Руси, при архиепископе ростовском Кириле, при игумене ферапонтовском Ферапонте. А съвершена бысть при сыне его при великом князе Иване Василевиче всея Руси. А свящеина же бысть при архиепископе Кириле при том же игумене Ферапонте лета 7040-го (1531) ноября 21 на празник пречистые Богородици честнаго еа Введениа».
Церковь Благовещения – самое раннее из сохранившихся на севере России из редкой разновидности зданий, являющихся одновременно и звонницей. Она завершена ярусом звона с пятью арочными пролетами и тремя рядами кокошников с барабаном над ним. В ярусе звонницы находится тайник и книгохранилище, где хранились рукописные монастырские книги. Стройный одноглавый храм разделен на три яруса, сама церковь занимает второй. Ее квадратный объем завершен сомкнутым сводом.
Наружный вид трапезной и церкви Благовещения прост – стены, расчлененные лопатками, прорезаны нишами окон с наличниками из тонких валиков. Массивная одностолпная трапезная палата и церковь поставлены по одной оси восток – запад и подняты на высокий подклет. Трапезная – обширная, квадратная в плане одностолпная палата с четырьмя крестовыми сводами. Интерьер трапезной – самый ранний из сохранившихся в подлинном виде на Русском Севере в постройках подобного типа.
В трапезной и церкви сохранилась первоначальная внутристенная система воздуховодов, служившая для обогрева всего объема комплекса. Сохранились также узкие внутристенные лестницы, связывающие помещения всех уровней здания. В подклете трапезной палаты представлена редкостная образцовая по чистоте исполнения кирпичная кладка сводов.
Конструктивное решение аналогично собору Рождества Богородицы.
3. Колокольня Ферапонтова монастыря.
Трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. Построена в 1680 году. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 года.
4. Церковь Преподобного Мартиниана
Шатровая церковь построена в 1641 году над захоронением второго основателя Ферапонтова монастыря преподобного Мартиниана у южной стены собора Рождества Богородицы.
Резная надпись на белокаменной храмоздательной доске сообщает о завершении ее строительства 1 августа 1641 года: «Лета 7148 (1640) зачата бысть сия церковь во имя преподобного отца нашего игумена Мартиниана при благоверном царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Русии и при благородном царевиче князе Алексее Михаиловиче и при митрополите Варламе ростовском и при игумене Герасиме и при строителе старце Митрофане. А совершена бысть церковь сия во 149 (1641) году августа 1 дня».
Церковь построена кирилловскими мастерами. Объем церкви прост и лаконичен – небольшой куб с восьмигранным шатром и тонким барабаном.
5. Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта
Входом в монастырь служат Святые врата, разделяющие два мира – земной и иной, монашеский. Две разновеликие арки ворот служат для обыденного и праздничного входа в монастырь.
Над Святыми воротами в 1650 году сооружены две церкви – Богоявления и преподобного Ферапонта. Они уникальны полной сохранностью всех элементов своей архитектуры. Являясь типичным образцом шатровых построек XVII века, выделяются неповторимостью и живописностью увенчанного двумя стройными шатрами объема. Вместе с примыкающей с юга казенной палатой Святые врата с надвратными церквями образуют главный фасад Ферапонтова монастыря.
Внутри обе церкви объединены в один небольшой прямоугольный вытянутый по оси север-юг объем, разделенный внутри аркой. Шатры на восьмериках поставлены над серединой здания без всякой связи с системой перекрывающих храм сводов. Их вес передается на стены при помощи остроумно размещенных разгрузочных арочек – прием, нигде больше не встречающийся.
Во время ссылки в монастыре патриарха Никона в 1666–1676 годах церковь Богоявления с 1668 г. была его домовой церковью. Здесь вел службу, находившийся вместе с Никоном, полуслепой поп Варлаам, так как бывший патриарх был лишен священнического сана.
6. Казённая палата.
Построена в 1530-е годы. Точная дата неизвестна. Самый древний каменный памятник гражданской архитектуры XVI века из сохранившихся на Севере России, предназначалась для хранения денег и документов Ферапонтова монастыря – «великого государя жалованных грамот и заложных писем и всяких крепостей». Эти документы, а также монастырские описи находились здесь вплоть до закрытия монастыря.
Архитектура этой двухэтажной постройки под двускатной кровлей проста и монументальна – массивные стены, небольшие оконные проемы лишены обрамлений. Оба этажа завершены цилиндрическими сводами, под сводом первого устроен «мост бренечат» – полати с дверью, выходящей на внутристенную лестницу. В завершении ее в стене устроена глубокая ниша-тайник. В западной стене второго этажа, над внутристенной лестницей, размещен чулан с маленьким окошком и тайником.
Ограда.
Вплоть до середины XIX в. ограда монастыря была деревянной с четырьмя угловыми башнями. В ее линию со стороны Бородаевского озера входили постройки монастыря XVI в.: каменные погреба, гоственная палата, поваренная палата.
В 1840-х из кирпичей разобранных древних зданий была выстроена приходская каменная ограда. От нее сохранилась лишь южная часть. В 1980-х годах ограда была восстановлена на более глубоком фундаменте по всему периметру.
А теперь продолжим разговор о истории.
Такой мощной крепостью, как Кирилловский или Соловецкий, Ферапонтов монастырь не был. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими мародёрами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители.
Соседний Кирилло-Белозерский монастырь успешно отбил все атаки интервентов.
Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.
Тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.
Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось.
Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке низложенного патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове стало последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение.
После екатерининского указа 1764 года о секуляризационной реформе принадлежащие монастырю земли с населёнными пунктами передавались в Государственную коллегию экономии.
В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднён указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.
В 1903 году монастырь стараниями игуменьи Таисии (Солоповой) был возобновлён как женский, и действовал до 1924 года. Затем снова обращён в приход, и был закрыт полностью в 1936 году.
С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.
В соответствии с экспертным решением от 2011 года о необходимости контроля над состоянием законсервированных росписей Дионисия, с 2012 по 2018 год осуществлялись консервационные мероприятия в северной, западной, южной и восточной частях четверика собора, а также в северной алтарной апсиде-жертвеннике. В 2018 году они продолжались в восточной и центральной апсидах. В апреле 2019 года Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии сообщило о завершении работ по сохранению монументальной живописи XVI века.
В следующих частях я, если будет на то воля модератора, расскажу, как смогу, о знаменитых фресках Дионисия. По-моему, это стоило бы сделать — интерьер это тоже архитектура.
|
</> |