Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XXVIII. Город Вытегра.
architectstyle — 08.08.2023Вечером, с одеревеневшими после перегона Кемь — Вытегра задами, мы вкатились в город Вытегра по Пудожскому тракту. Даже не поплутав для порядка, нашли нашу гостиницу под названием «Старый городЪ» (весьма и весьма приличную, не смотря на твёрдый знакЪ), заселились и... Нет, неправильно — мы пошли гулять! Да здравствует отдых безжалостный и беспощадный!
Однако, прежде чем я перейду собственно к прогулке, я обязан, по врождённой вредности, дать небольшую историческую справку.
Название на языках обитавших здесь некогда финно-угорских племён, «Вытегра» означает «озерная река». Собственно, река и дала имя городу. Сейчас он входит в Вологодскую область. Население на 2021 г. составляет 10386 человек. Город расположен на реке Вытегра, (пристань в 15 км от Онежского озера), на Волго-Балтийском водном пути, в 150 км от железнодорожной станции Подпорожье, в 337 км к северо-западу от Вологды и является самым северным городом Вологодской области.
Первое упоминание о Вытегорском погосте относится к 1496 году. Именовалось оно Гостиным берегом. В то время здесь, у Вянг-ручья, останавливались заезжие «гости». На утлых суденышках пробирались они из Ладоги к Волге.
Первое письменное упоминание о Вытегорском погосте на торговом пути Великий Новгород — Шексна относится к 1496 году.
На карте Московии от 1706 года (Carte de Moscovie /// Andre Artemonde de Matueoe) уже есть упоминание как 'Vitzgora ou Vitegra', стоящей на реке Вытегра (R. de Vitegra).
По указу Петра I на месте на месте впадения в реку Вытегру Вянгиручья возникло первое поселение, названное Вянгинской пристанью. Оно создавалось как перевалочная база грузов, в первую очередь, военных, в период, когда Россия активно готовилась к войне со Швецией. Здесь были построены склады и амбары для хранения хлеба и другого провианта. B 1711 году Петр I лично посетил Вянгинскую пристань и в течение 10 дней осматривал древний волок от реки Вытегры к реке Ковже.
Через пристань проходил торговый тракт из Архангельска в Санкт-Петербург. В 1715 году была построена государственная верфь, действовавшая до 1847 года.
В 1773 указом Екатерины II селение преобразовано в город Вытегра по более значительной (принимающей) реке Вытегра. 23 августа 1776 года Екатерина II утвердила план застройки г. Вытегры. По этому плану будущий город получал строгую геометризованную композицию c сеткой прямых перпендикулярных улиц. Вся территория его разбивалась на 42 квартала.
В том же году Вытегра стала административным центром Вытегорского уезда Олонецкой области Новгородского наместничества.
С 1784 по 1922 год Вытегра с уездом входила в состав Олонецкой губернии. В XIX веке неоднократно поднимался вопрос о переносе в Вытегру из Петрозаводска центра Олонецкой губернии. Но победил, таки, Петрозаводск. Интересно, а у вытегорцев к петрозаводчанам такая же любовь, как у тверяков к москвичам? Хотя нет, у нас должна быть сильнее. :-)))
В 1806 году было открыто духовное училище, которое действовало до середины 1830-х годов.
Оживление экономической и культурной жизни в первой половине XIX в. связано с открытием в 1810 г. Мариинского канала Мариинской водной системы с системой шлюзов. В городе находилось Правление Вытегорского округа путей сообщения. Но в конце XIX века с открытием Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и дороги Петербург — Вятка экономический расцвет сменился упадком.
Вообще, железные дороги у нас, да и не только у нас съели водные пути. В Тверской губернии в упадок впал Торжок и, в меньшей степени, Вышний Волочок (через него прошла Николаевскя железная дорога) — узловые пункты Вышневолоцкой водной системы. И Весьегонск — город на Тихвинской водной системе.
В 1875 году была открыта Вытегорская учительская семинария. По сведениям на 1911 год в Вытегре действовали Николаевская женская гимназия и Реальное училище.
В начале XX века Вытегра была одним из мест политической ссылки. А что — классический 101-й километр. Хотя это не помешало появлению городе в 1911 году гимназии и реального училища, а 1915 году — первого автомобиля
До 1927 года город был уездным в Ленинградской (до 1924 года — Петроградской) губернии, после этого — районный центр Ленинградской области. В 1937 году Вытегорский район отнесён к Вологодской области.
В 1940-1941 гг. силами заключённых начато строительство Волго-Балтийского водного пути, в Вытегре создан исправительно-трудовой лагерь. Во время Великой Отечественной войны к Вытегре подходила линия фронта. По водному пути шла эвакуация населения. В 1948-1952 годах вновь действовал Вытегорский исправительно-трудовой лагерь. Волго-Балтийский водный путь был открыт в 1964 году, что привело к новому росту значения города.
Из интересного туристу в городе имеется 4 музея: Краеведческий музей, Музей «Подводная лодка Б-440», Дом-музей поэта Н. А. Клюева, Музей «Водные пути Севера». Мы, к сожалению, попали только в один — на подводную лодку, т.к. приехали в неудачное время. Но, говорят, все музеи хороши и я склонен этому верить.
Ещё мы видели Сретенскую церковь, построенную в период с 1769 по 1773 гг. по проекту архитектора А. Четверухина строительной артелью из костромской деревни Слобода Песчаная, возглавляемая зодчим И. Волковым.
И часовню Исаакия Далматского (Беседная), расположенную в парке рядом со Сретенской церковью.
Часовню построили в 1881 году и ранее она стояла на Беседной горе. В 60-е годы гору затопило Вытегорское водохранилище, а часовню перенесли в городской парк.
Название горы и часовни связано с легендой о том, что на этой горе с жителями Вытегорского погоста беседовал сам Петр Великий.
Там же в парке стоит и памятник поэту Николаю Клюеву. К сожалению, с творчеством поэта я не знаком, а вот памятник понравился.
Стоит он тут с 2016 года. Создал его скульптор А. Алипов. После
всяких постмодернистских памятников говну скульптур «Глина
№5» и совершенно бездушных ремесленных поделий, вроде памятника М.
Т. Калашникову, где гениального оружейника превратили в братка из
90-х, на таких вот добротно сделанных изваяниях глаз отдыхает,
право слово.
Ещё в городе имеется несколько исторических зданий, гидротехнические сооружения Беломорканала и самая настоящая подводная лодка. Про последнюю будет отдельный пост.
Об остальных достопримечательностях города и окрестностей очень неплохо написано здесь. А кое о каких я расскажу в процессе. Пойдёмте гулять.
Первое, что мы увидели, едва выйдя из гостиницы — мемориальную доску на соседнем здании.
Знаете кто это? Нет? Это же адмирал Посьет — человек и залив. Классику надо читать! В частности Ивана Александровича Гончарова «Фрегат «Паллада». Да, сюрприз — Гончаров не только роман «Обломов» написал. Так вот, в книге «Фрегат «Паллада» будущий адмирал, генерал-адьютант е.и.в, член Государственного Совета и министр путей сообщения описан весьма подробно. Во время Японской экспедиции адмирала Путятина Гончаров и Посьет сдружились и сохранили дружбу до конца дней. А сам Посьет был ещё и учёным, переводчиком с голландского и японского, исследователем. Его именем назван большой залив Японского моря на самом юге Приморья.
Гостиница наша расположена прямо на набережной. Только дорогу перейти и окажешься в прибрежном парке-променаде. Что мы и сделали. И обалдели!
Я повидал немало набережных, но вот деревянной ещё ни разу не приходилось. Действительно оригинальная и идея и не менее оригинальное воплощение.
Порывшись в интернете я нашёл перспективу набережной с птичьего полёта, выдранную из проектной документации. Оцените замысел!
Проект набережной разработан ныне покойным главным архитектором Вытегорского района Б. В. Маевским. Жаль, что хорошие люди долго обычно не живут. Он по-настоящему умел делать свою работу, так пусть набережная останется ему памятником.
Сейчас проект воплощён в жизнь на 2/3 и работы продолжаются.
По мосту мы и перешли. Но не просто так — мы искали подводную лодку. Согласитесь, не каждый город в России может похвастаться таким артефактом. Правда, где конкретно эта лодка находится мы представляли очень слабо. Пришлось наплевать на правило «никогда не спрашивай дорогу у местных» и, таки спросить. Результат вышел закономерным — нам от всей души пытались помочь все встречные, но объясняли используя исключительно местные приметы «переулок-помойка-плакат-тупик».
Это, видимо, интернациональное и, позвольте так выразиться, «всехное». Так мне дорогу объясняли в Карелии, на Кольском полуострове, на Кавказе, на Алтае, на Соловках, в Турции, Вьетнаме, Норвегии... Да и сам я, рассказывая кому-то как куда-то пройти в моей родной Твери, впадаю в тот же грех. А в иных местах называю чёткие характерные ориентиры, как на топографии учили — парадокс.
Итак, сначала, повинуясь рассказам местных, мы нашли «Пятёрочку», потом «Магнит» — видимо, шли правильно.
Потом нам встретился полный собственного достоинства Котя.
Потом мы вышли на ивовую аллею, которую не сфотографировали, так что вот вам фото из интернета.
Аллея, кстати, отличная и, в отличии от фотографии, уже реконструированная: брусчатка, новые лавочки, ивы подстрижены
Потом мы нашли парк с памятником погибшим во время Великой Отечественной войны.
Памятник открыт в 1974 году. Имён архитектора и скульптора не нашёл. В состав комплекса входит монумент из белого камня, на котором изображена фигура солдата, и мемориальные плиты по обе стороны от памятника и фамилиями уроженцев края, погибших в Великой Отечественной войне. В постамент памятника замуровано письмо, написанное от имени поколения фронтовиков и обращенное к жителям XXI века.
А после памятника мы пошли наугад и, о чудо, вышли куда надо!
Более подробно рассказывать о музее подводной лодки Б-440 здесь будит полным оффтопиком, так что, кому интересно, прошу сюда. Ну а мы отправились обратно в гостиницу. Теперь мы уже представляли куда идти и решили срезать. Не прогадали, надо сказать, ибо вышли прямиком к Сретенской церкви. О ней я уже рассказывал.
И парку, содержащему в себе памятник Николаю Клюеву и часовню Исаакия Далматского, о которых я тоже успел рассказать. В сумерках и часовня, и памятник смотрелись, как декорация к страшной сказке.
Ну, а нам осталось только перейти через мост, посетить гостиничный ресторан (рекомендую) и отработать взаимодействие щеки с подушкой.
В заключение хочу сказать, что Вытегра город весьма интересный. Здесь есть на что посмотреть Кроме уже упоминавшегося, хватает интересных образцов уездной архитектуры XVIII — XIX вв. Да и в окрестностях немало интересного. Словом, повторное посещение Вытегры стоит у меня в планах. Да и всем я рекомендую посетить этот любопытнейший городок.
|
</> |