Поездка на трамвае в Верхнюю Пышму, ноябрь 2022
makeev_dv — 15.03.2023 Трамвайная линия из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму была запущена в эксплуатацию в последний день лета 2022 года, ну, а я добрался до неё только в ноябре. Долго раскачивался, но я вообще не люблю, задрав штаны, бежать в первых рядах. Да и люблю совмещать приятное с полезным, появилось время для очередной поездки в музей УГМК, почему бы не съездить туда на трамвае. Погода была типичной осенне-екатеринбургской: низкие облака, хмарь и серость, хотя снег ещё не лёг. Фотки делал на фонарик, да ещё и через окно в трамвае на ходу, поэтому прошу извинить за качество.1. Линия обслуживается вагонами 71-911ЕМ «Львёнок», разработанного бывшими работниками Усть-Катавского вагоностроительного завода на базе несостоявшегося проекта 71-625. Власти Екатеринбурга и Свердловской области пытались пробить в качестве подвижного состава для этой линии модель 71-415 производства "Уралтрансмаша", но не смогли. Так в городе впервые за много десятков лет вместо привычных "Татр" (и их потомков собственной разработки) появились иные трамваи. Базироваться "Львята" должны в Верхней Пышме, но там не успели построить трамвайное депо вовремя, поэтому пока вагоны ночуют в Северном депо Екатеринбурга. Для отличия от екатеринбургского старья, кроме необычного внешнего вида, используется агрессивная окраска и надпись на борту "Верхняя Пышма, вперёд!".
Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)
2. Трассировка линии вызвала в своё время небольшое бурление у мамкиных урбанистов. Проектировщиков ругали за то, что они не пустили трамвай прямо по проспекту Космонавтов и упрекали в том, что они отклонились от кратчайшего маршрута в угоду УГМК, которая ведёт в северной части Екатеринбурга жилую застройку. Мол, проложили линию вдоль новостроек, чтобы УГМК было легче продавать квартиры. Может и так, я свечку не держал, хотя мне кажется, что причиной этого являются трудности с выкупом участков и переносом коммуникаций на одной из самых загруженных городских магистралей. Плюс пробки из-за строительства, оборудование объездов, меры по обеспечению безопасности и т. п. На выбранной трассе этих проблем значительно меньше, но, даже в этом случае строительство растянулось на семь лет. Можно представить сколько оно продолжалось бы в случае, если бы линия была проложена по проспекту Космонавтов. Хотя, согласен, что путь по Космонавтов был бы быстрее. В пределах Екатеринбурга линия проходит по улицам Фрезеровщиков, Шефской, вдоль лесопарка "Пышминские озерки" ("в тылу" тех самых новостроек) и по частному сектору на северной окраине города. Далее пересекает ЕКАД и входит на территорию Верхней Пышмы. По Успенскому проспекту идёт до музейного комплекса УГМК (точнее, до строящегося Гастрольного театра), где оборудовано разворотное кольцо. Имеется 12 промежуточных остановок, время в пути 20-25 минут, что сопоставимо со временем движения автобуса. Зато на трамвайном маршруте практически отсутствуют пробки.
3. В Екатеринбурге пышминские трамваи используют кольцо на Фрезеровщиков (одна из странностей екатеринбургской топонимики, т. к. на самом деле кольцо находится на улице Старых Большевиков, а улица Фрезеровщиков дальше).
4. Теоретически здесь же можно пересесть на метро, но на практике до него придётся топать. Станция метро "Проспект Космонавтов" находится за стоящей торцом пятиэтажкой. Идти метров 200, почти целую остановку.
5. Посадка и высадка возможна на кольце, но всё же для новой линии построили и свою собственную остановку. Здесь, а также на других остановках, имеется некое подобие посадочной платформы. Немного промахнулись с высотой, на мой вкус, надо было сделать чуть повыше, сейчас нет идеального совмещения с полом вагона. На конечных остановках, что в Екатеринбурге, что в Пышме, посадочные платформы почему-то отсутствуют.
6. Трамвай развернулся и подходит к остановке. Садимся. Время ожидания, кстати, минут 15, так же как у автобуса. Не напрягает, учитывая, что это междугородный трамвай.
7. Салон "Львёнка". Я не фанатею от низкопольных моделей. Посадка и высадка у них, конечно, удобнее, а вот "рабочее пространство", если можно так выразиться, мне не нравится. В вагоне с высоким полом внутренний объём больше, двигаться по салону удобнее, сиденья и площадки расположены более приемлемо. Но, такая нынче мода. Кстати, у модели 71-415 пол более ровный, ступеней и выступов меньше.
8. Вид в сторону кабины вагоновожатого. На стенке сверху - маршрутный указатель, показывающий движение вагона в реальном времени. Внизу информация о стоимости проезда.
9. Стоимость проезда зависит от зоны. Проехать от начала до конца стоит 38 руб. 50 коп. Поначалу в вагонах работали кондукторы, но в ноябре перешли на бескондукторный метод работы. Пассажир сам оплачивает проезд: выбирает зону на валидаторе и прикладывает к нему карту. Никакого сигнала о состоявшейся оплате или возможности двойной оплаты не выдаётся. Остаётся только гадать оплатил ли ты проезд и сколько раз оплатил. Билетов, кстати, тоже нет. У пассажира, таким образом, на руках нет никакого документа, подтверждающего факт поездки. Насколько это законно, не знаю. Некоторые шибко умные могут попытаться проехать зайцем, хотя разработчики уверяют, что в вагонах работает система видеофиксации каждого пассажира, а на остановках могут подсесть контролёры. В этот раз контролёров не было. Работала ли видеофиксация - ХЗ. Возможно, для острастки достаточно пустить слух. Как быть тем пассажирам, у которых нет карты - тоже ХЗ.
10. Двери вагона с кнопкой самостоятельного открывания.
11. Вагон оборудован и другими хипстерскими штучками, вот, например, зарядка для гаджетов. Есть ли в вагоне Ви-Фи проверить не догадался.
12. Трогаем. Нам вон туда, по улице Фрезеровщиков. Правда, недалеко, уже за второй пятиэтажкой вагон поворачивает на улицу Шефская.
13. Проезд по Шефской показывать не буду. Дома подступают близко к проезжей части, поэтому из трамвая ничего не видно, кроме смазанных стен. Да и застройка в основном жилая. Единственный интересный объект находится через дорогу от этих домов на перекрёстке Шефской и Совхозной - депо Екатеринбургского метрополитена. Я его благополучно проморгал, впрочем, там всё равно за забором ничего не разглядеть.
14. Приближаемся к северному торговому кластеру. Строительный гипермаркет "Castorama". Пару лет назад бренд обанкротился, и в Екатеринбурге его купил "Максидом", но оставил прежнее название.
15. Один из екатеринбургских гипермаркетов "Metro".
16. Возле него Шефская резко поворачивает в сторону проспекта Космонавтов. Впереди виден массивный дом на углу проспекта Космонавтов и улицы Бакинских Комиссаров. А мы продолжаем путь на север.
17. Объезжаем с тыльной стороны ТРЦ "Veer Mall".
18. Те самые новостройки, ради которых якобы и была затеяна эта линия. ЖК "Изумрудный бор".
19. ЖК "Твинс".
20. За "Твинсом" линия поворачивает в глубину лесопарка, и какое-то время вагон идёт между стен из сосен. В ноябре тут довольно мрачно, но надо будет прокатиться здесь летом, уверен, ощущения будут иными. А затем начинается частный сектор. Из-за урегулирования юридических и земельных вопросов со здешними домохозяевами и вышла длительная задержка строительства. Пришлось изымать участки, сносить дома, переносить на другое место церковь. Были скандалы, жалобы, суды. Кое-как всё утрясли. Теперь по здешним ебеням идёт трамвай. Оказывается, несколько лет назад местные номерные улицы переименовали в честь известных свердловских архитекторов. Я этого не знал. Едем по улице Архитектора Соколова, автора Городка Чекистов, первой свердловской высотки на улице 8 Марта, стадиона "Динамо" и других знаковых конструктивистских объектов.
21. Поворачиваем на улицу Архитектора Домбровского. На его счету дома Горсовета, набережная Городского пруда и другие постройки.
22. Улица Архитектора Домбровского.
23. Встречный трамвай на остановке "Переулок Чуцкаева". Для местных обитателей трамвай - это, конечно, прорывное достижение. Можно с комфортом доехать до метро или крупных торговых центров. Хотя основную массу пассажиров составляют посетители музейного комплекса УГМК, но и в пределах Екатеринбурга трамваем активно пользуются. Народ постоянно входит и выходит на остановках.
24. Перекрёсток улицы Архитектора Домбровского и проспекта Космонавтов. Здесь трамвай вплотную сближается с проспектом и идёт параллельно ему.
25. Памятник павшим в Великой Отечественной войне. Я впервые его заметил, когда ехал тут, с проспекта Космонавтов он не виден. Не знаю кто его поставил, может какое-то предприятие, а может и местные жители.
26. Остановка "Полевая". Стиль остановок на линии модный и молодёжный. Для защиты от непогоды они не предназначены. А вот урны основательные, бетонные, старорежимные, с эмблемой Орджоникидзевского района.
27. Пересекаем знаменитую в узких кругах железнодорожную ветку УЗТМ-Красное.
28. Озеро Лебяжье (скорее болото), в котором при строительстве линии утонули два экскаватора. На заднем плане - мачты бывшего радиоцентра сверхдальней связи.
29. Ещё одно подтверждение, что трамвай в этих ебенях востребован. Люди ждут вагона в сторону города.
30. Пересекаем ЕКАД и формальную границу Екатеринбурга.
31. Первая остановка в Верхней Пышме. Хотел снять указатель, на котором с одной стороны написано "Верхняя Пышма", а с другой "Екатеринбург", но, конечно, пропустил.
32. Проезжаем по бывшему селу Медный Рудник, с которого и началась Верхняя Пышма. Позади показались трубы градообразующего предприятия и основного актива УГМК - АО "Уралэлектромедь".
33. Остановка "Храм Успения". Здесь один из входов в музейный комплекс УГМК. Тому, кто хочет начать осмотр с автомобильного музея, надо выходить здесь. Ну, а мы проедем до конца.
34. Трамвай идёт мимо музейного комплекса. Корпуса и павильоны автомобильного музея.
35. Ныряем под путепровод на Успенском проспекте.
36. Едем мимо открытой площадки с железнодорожной экспозицией и корпусов музея военной техники. На заднем плане производственные корпуса "Уралэлектромеди", без которых музея не было бы.
37. Прибываем на конечную остановку "Гастрольный театр". В целом, поездка оставила приятное впечатление. Скорость приличная, пробок нет, вагон по новой линии идёт плавно, без рывков, не шумит. Пока этот трамвай скорее аттракцион для посетителей музея, но концессионеры уверяют, что линия получит продолжение вглубь Верхней Пышмы, а в перспективе достигнет Среднеуральска. Тогда она превратится в полноценную транспортную артерию.
38. Здание диспетчерской.
39. Трамвай на кольце в Верхней Пышме.
40. Немного осмотримся вокруг. Окрестности трамвайного кольца активно застраиваются. Дворец самбо, основная площадка Федерации самбо Свердловской области.
41. Научный и технический центр для детей "Кванториум".
42. Строящийся Гастрольный театр.
43. Жилая застройка в окрестностях.
44. ЖК "Венеция".
45. Логово УГМК.
46. Мемориал "Журавли" и главный вход в музейный комплекс УГМК. Он оказался на ремонте, поэтому пришлось искать боковую калитку. Позади виден павильон "Парадный расчёт", где находится экспозиция по мотивам парадов в Москве 7 ноября 1941 г. и 24 июня 1945 г.
Ну, а зачем я сюда ехал, посмотрим в следующий раз. Спасибо за внимание!
|
</> |