Поездка на северо-запад Псковской области.
flackelf — 03.10.2020 Вчера была очередная поездка по нашему северо-западному региону. Очень изматывающая надо сказать.Выехали из Петербурга в 9-00 прибыли назад ровно в полночь.
Целью было - исследовать достаточно глухой и малолюдный район на стыке Псковской и Ленинградской областей, между Варшавской железной дорогой (участок Луга - Псков) и Чудским озером.
Посетили город Лугу, населенные пункты - Струги Красные, Плюсса, Ляды, совсем немного коснулись города Гдов. Назад возвращали уже в темноте. В итоге вышло более 700 километров.
Я еле выдержал, потому что это было почти все время сидя в машине, практически без прогулок.
Есть интересные наблюдения.
В этой глухомани замечательная природа и обалденный воздух, а до Псковской области, которая расположена южнее, золотая осень еще только подбирается.
1.
2. Ехали мы по этой трассе. В Питере ее называют - "киевка". Единственная дорога из Северной столицы - строго на юг европейской части бывшего Союза. Это автодорога СПб - Псков - Гомель - Киев - Одесса. Идет на юг, практически вдоль Пулковского меридиана с отклонением на Псков. В наши дни, лично для меня, путь по ней южнее Гомеля - закрыт надолго, если не навсегда.
Так она выглядит у самого Санкт-Петербурга и немного за Гатчиной.
3. Проезжаем через Рождественно. Я был в этом красивом месте в прошлом году.
Тут "киевка" уже поуже, да и движение поменьше. Кстати эта трасса кажется считается федеральной, а названия не имеет. Я бы ее назвал - "Пулковский меридиан".
4. А это уже хорошо за Лугой, о которой будет отдельный пост. Граница с соседней и громадной Псковской областью.
5.
6. Важный узел дорог - Феофилова пустынь. Тут поворот на Великий Новгород и Старую Руссу.
В советское время село носило название - Николаево. Место тут необычное и сильно намоленное.
7. "В самом конце XIV века на речке Омуге преподобные Феофил и Иаков основали обитель во имя Успения Божией Матери. Неслучайно она до революции сохраняла название Феофилова Пустынь. Однажды через Феофилову Пустынь проезжал император Александр I. Простудный недуг поразил его ноги. Государь коленопреклоненно молился у раки преподобного Феофила и получил исцеление.
В 1824 г. на средства Александра I в благодарность за исцеление был возведен новый каменный Успенский храм с приделами преподобного Феофила и святого Александра Невского."
8. Развалины того самого храма 20-х годов XIX века. А вот новая церковь появилась в последние годы, потому что в 2015 году, когда я тут проезжал в предыдущий раз, ее тут не было.
9.
10. Старый шведский автобус у придорожного кафе.
Главное мое наблюдение из поездки в северо-западную часть Псковской области, заключается вот в чем:
До революции эти места по всей видимости были не такие уж и малонаселенные.
По крайней мере от Струг Красных до нынешнего города Сланцы, а дальше по видимому и до Ямбурга (сейчас Кингисепп) была когда-то построена булыжная дорога.
Вторая такая основательная булыжная дорога шла от станции Плюсса к Гдову, что на берегу Чудского озера. В районе села Ляды они пересекались.
После войны часть из них заасфальтировали, какими они являются и по сей день. Кстати в очень неплохом состоянии, несмотря на то, что места эти малозаселенные, а сама Псковская область считается бедной.
Западные же их участки так и остались по сей день булыжными, но за годы были укатаны грунтом. Но это не мешает двигаться по таким дорогам со скоростью до 60 км в час, что немало для этих глухих мест.
И вот именно по этим дорогам в июле - августе 1941 года, немецкие корпуса 18-й армии и обошли нашу Лужскую оборонительную линию с запада, выйдя в район Большой Сабск - Кингисепп, откуда и прорвались к Ленинграду.
Крупные реки эти дороги не пересекают и остановить противника в этом районе не смогли.
Места очень красивые кстати. Редкие села, хутора, вдоль дорог в населенных пунктах высажены дубы, попадаются остатки старых церквей и добротные каменные дома - следы крепкой крестьянской цивилизации.
Сейчас многие из сохранившихся домов выкупаются жителями Петербурга под дачи, несмотря на большую удаленность.
Сами леса уже немного напоминают белорусское или украинское Полесье. Ель по крайней мере так не доминирует как севернее, много лиственных деревьев. Мобильная покрытие очень слабое, встречных машин мало.
Но жизнь есть и тут - ходит транспорт в виде ПАЗиков, в крупных селах есть сетевые магазины, кое-где занимаются сельским хозяйством.
В районе Струг Красных наблюдается большая военная активность - там в лесах расположены полигоны Псковской дивизии ВДВ. И из-за этого перекрываются дороги.
Несколько раз пересекали Варшавскую железную дорогу (участок Луга - Псков), но кроме дрезины на переезде ничего не попалось. Хотя вечером на станции Плюсса видели грузовой под 2ТЭ116, но снимать было уже темно.
11. Вначале к Стругам Красным пытались проехать вот по этой дороге. Но не вышло.
12.
13. Стой! Идут учения.
14. Пришлось делать большой крюк через село Новоселье, что уже совсем недалеко от Пскова.
15. Повсюду встречаются военные грузовики ВДВ. Это хорошо, пусть ребятки учатся, время нынче неспокойное.
16.
17.
18.
19.
20. Стоим на жд переезде в Новоселье.
21. На Псков линия тут двухпутная.
22. Но увы, это был не грузовой поезд и не "Ласточка".
23.
24.
25.
26. Ну вот и Струги Красные. Поселок городского типа - районный центр Псковской области.
Существует населенный пункт с XV века, но широко известен стал когда в XIX веке через него прошла железная дорога на Варшаву.
Немецкие войска в 1941 году появились тут, на 193-й версте от Ленинграда, 11 июля 1941 года, то есть всего через 19 дней после начала войны.
Потом немцы уперлись в Лужскую оборонительную линию и стали искать обход.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33. Основное топливо в здешних краях.
34. На площади недалеко от станции.
35.
36. РЖД и тут начало потихоньку что-то делать.
37. Виды на станцию Струги Красные с пешеходного моста.
38. На Псков. Солидная когда-то была станция - самая большая на участке от Луги до Пскова.
39.
40. На Лугу и Санкт-Петербург. Грузовое движение тут средней интенсивности, линия двухпутная, ходит "Ласточка" под тепловозом на Псков.
Пригородное движение слабое - всего пара ежедневных в сутки.
По всей видимости часть движения из портов Петербурга и Ленинградской области пропускают через Лугу - Псков - Дно - Бологое - Ярославль. Чего линии пустовать. Да и на Прибалтику еще что-то ходит.
41. С времен СССР тут мало что изменилось. Вот только поездов дальнего следования на Прибалтику не стало.
42.
43.
44.
45.
46. Послевоенное здание вокзала.
47. И дореволюционное, 1859 года.
48.
49.
50.
51. Уходим от основных дорог в лесные дебри, на северо-запад, в сторону Чудского озера.
52.
53.
54. Несколько десятков километров дорога была просто отличная.
55.
56. А потом стала вот такой. Основа дороги - булыжная.
57.
58.
59.
60.
61.
62. В населенных пунктах во избежание пыли был асфальт. Дальше снова булыжник.
63.
64.
65.
66.
67. В деревне Заянье. Невероятная глушь.
Постоянное население деревни 226 человек (2010 год). Лядская волость Плюсского района.
Находится примерно посередине всего этого крупного пространства между Варшавской железной дорогой и цепью озер, за которыми уже находится Эстония.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75. Остатки старого храма.
76.
77.
78.
79.
80. Едем по трассе Сланцы - Гдов, чтобы перед самым Гдовом свернуть назад на восток. Радио иногда ловит эстонские ФМ станции.
81. Переезжаем через разобранную 10 лет назад железную дорога Сланцы - Гдов. Это была часть линии которая шла до войны на юг, к Пскову вдоль Чудского озера.
Ох как бы она сейчас пригодилась новому порту Усть-Луга, если бы после войны была восстановлена в полном объеме.
82.
83.
84.
85. Вечером прямо по курсу нашего движения, небо освещала громадная полная луна, что в глухих лесах создавало весьма мистическую картину. Я ее пытался сфотографировать, но без штатива вышло плохо.
|
</> |