Подумалось о том, что рассмотрение истории поздней

РИ в начале ХХ века переживала очень сложный период своей истории, проблем действительно было выше крыши, появились они как-то «вдруг» и ясное понимание того, как их решать, отсутствовало. Общество стремительно менялось, стремительно менялась сама жизнь, человеческое сознание - штука крайне инертная - просто не поспевало за изменениями. Оно до сих пор не поспевает, кстати - хвалёный прогресс набрал такие обороты, что у человека развилось и укрепилось острое чувство беспомощности перед этой скоростью и речь, похоже, идёт вообще о самом существовании человеческого вида и человеческой цивилизации. Тогда, сто лет назад, темп изменений был менее интенсивен - но и он уже ставил в глобальном масштабе такие вопросы, на которые человеческое сознание не могло так сразу найти ответ. Так что интеллектуальной растерянности в управленческом слое РИ удивляться совершенно не следует.
Однако это вовсе не означает, что РИ была обречена. Напротив, события февраля 1917-го это не более чем историческая случайность - когда совпали факторы, сами по себе некритичные, но при совпадении оказывающиеся фатальными. И вот именно осознания этой исторической случайности и нет. Почему - можно гадать. Не секрет, что среди историков полно красных и розовых, которым прошивка «исторической закономерности» не позволяет отойти от стандартных трактовок. Но ведь само по себе признание столь эпохального и не трагического даже, а попросту страшного события случайностью ставит очень острые вопросы о прочности самой цивилизации, самих устоев общества, которые не готовы обсуждать даже на «благословенном Западе», не то что в Р(С)Ф(СР), где интеллектуальная жизнь подавляется и вырождается. Показательно, что прошлый, юбилейный год власти банально перетерпели, не позволив состояться даже подобию общественного обсуждения тех событий. Вообще говоря, отсутствие национального осмысления трагедии 1917-го создаёт большие проблемы на будущее. Хотя вот уж что-что, а проблемы будущего нынешний режим волнуют в последнюю очередь.
Возвращаясь к теме, основная мысль моя такова - рассматривать историю поздней РИ имеет смысл именно в контексте представления о 1917-м как об исторической случайности. Не цепляться за этот год, выискивая «предпосылки», а абстрагироваться и просто отслеживать поток жизни. Только тогда можно будет понять, как жили страна, народ и государство, как они функционировали и взаимодействовали, как решали те или иные проблемы. В России решение серьёзных проблем невозможно за год-другой, для этого нужны десятилетия порой, ибо таковое решение затрагивает, как правило, целые пласты человеческой психологии, а это - штука тяжёлая и непредсказуемая (особенно психология не отдельного индивида, а общности, тем более толпы).
В этой связи, среди прочего, говорить о «закономерности крушения царизма»™, конечно, бессмысленно, антинаучно и попросту глупо. История РИ не закончилась, она была прервана - и уже само огромное влияние русской культуры, дотянувшееся до 1960-х, говорит само за себя. Вот и надо бы изучать «позднюю» РИ не в статике (да ещё и идеологически мотивированной), а в динамике, возможно даже моделируя варианты развития. Ибо это как раз тот случай, когда поговорка про историю, не знающую сослагательного наклонения, к РИ-то и не применима.
|
</> |