Подтекст фильма «Особо опасный пассажир» (2025). Негафук!


Анализ старых фильмов в моём ЖЖ приносит интересные результаты. А как насчёт новых фильмов? Ночью я посмотрел «Особо опасный пассажир» (Flight Risk) 2025 года — на рутубе. Там вообще много новых фильмов, в отличном качестве.

Фильм полон клише, но чем-то цепляет. Я досмотрел до конца (случай редкий), и даже решил провести анализ подтекста. Выяснились поразительные вещи. Респект Гибсону!
ТЕЛЕСПЕКТАКЛЬ
Фильм новый, релиз был 24 января 2025 года, но уже есть полная справка.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Особо_опасный_пассажир
https://en.wikipedia.org/wiki/Flight_Risk_(film)
Картина сделана с большим мастерством, потому что сценарий трудный. Почти всё действие происходит в салоне маленького самолёта. Похоже на телеспектакль в одной студии. Однако этот камерный план надо сочетать с видовыми и технически сложными съёмками: горы, истребитель, аэродромы, крушение.
Flight Risk – полицейский термин: «может улизнуть», риск побега. Но звучит и как «полётный риск».
ИМИТАЦИЯ
Герои фильма лишь притворяются, что чувствуют тяготы полёта. Гул самолёта не мешает им разговаривать и подслушивать через весь салон.
Я летал в похожих обстоятельствах над Камчаткой и десятки раз: в 1970-х годах на АН-2, и в 1990-х годах на вертолёте. «Кукурузник» так ревёт, что заглушает все разговоры. Болтанка, тряска, вонь. При виражах и посадке – ощутимый крен, закладывает уши. Пассажиры и пилоты напряжены, мутит.
А в фильме – всё спокойно, ровно. Проблемы показаны, но как-то бутафорски. Вокруг горы и море, следовательно, резкий ветер. И такой маленький самолётик требует напряжённого пилотирования. Но в фильме его никто толком не ведёт. Потому что есть тумблер автопилота – такой вот магический трюк. И есть подсказчик Хасан – эдакий восточный джинн.
НЕСУРАЗНОСТИ
Принимать сюжет всерьёз мешают нарочитые драки, бутафорские синяки, томатная кровь, пропаганда огнестрельного оружия и прочие несуразности. Компьютерный лось стучит в окно. Персонажи постоянно нарываются получить по морде. У красотки такая шишка на скуле, что должна ныть и саднить, но она даже не притронется. Пилот/Уолберг неуязвим: получил перелом носа, выстрел из ракетницы, десятки ударов по голове, огнетушителем в рыло, лежит, пристёгнутый на дыбе. Но не болеет, только между дублями ходит к гримёру подправить кетчуп. Красотке таки пришлось его расстрелять (хотя и это не помогло). Она так «удачно» посадила самолёт, что разбила вдрызг. Хасан так удачно консультировал, что в самый нужный момент отключился. Уолберг так удачно выпал, что по нему проехал грузовик. Всесильным предателем (как обычно) оказался главный начальник. В общем, сценарий пестрит клише и несуразностями.
ТАК И ЗАДУМАНО
В своей рецензии критик Марк Кермод назвал его «одним из худших фильмов, которые я когда-либо видел». [29] Я тоже сначала бранил этот фильм, но затем понял, что так и задумано. Мэл Гибсон – превосходный режиссёр, ибо решил труднейшие задачи экранизации. У фильма есть двойное дно, его создатели спрятали там подтексты и пародии.
Это не реалистичная история, а туземный миф, только на современный лад. Фильм надо смотреть так, будто это сказка тлинкитов или атапасков. А в чём её мораль? В том, что мораль – извращена.
ХАРРИС И ИЗВРАЩЁННАЯ МОРАЛЬ
Фильм «Flight Risk» нарочито формирует у зрителя ложные аттитюды. Психологи любят такие мысленные эксперименты.
Всем кажется, что Мэдолин Харрис – красивая, искренняя, добрая, честная, умелая служительница закона. Она самоотверженно боролась, разоблачила коррупционера, побила злодея, довезла негодяя.
На самом деле Харрис – чудовищная злодейка и раззява. Ей поставлена простая задача: довезти арестанта до Анкориджа. А она так «умело» справилась, что угробила 6 человек. Четверо точно мертвы: пилот-киллер, настоящий Дэрил Бут, начальница Кэролайн, парамедик-душитель. Ещё двое вероятно мертвы: истерзанный Уинстон и его мамаша (об этом намекал киллер). Ещё один выведен из строя – директор ФБР Кольридж. Хасана тоже не похвалят, ведь самолёт разбит. Внешне Харрис действовала ловко, но нарушила массу инструкций, правил и законов. Села с пилотом, кокетничала, затем била ему морду, выбалтывала все секреты, поддерживала абьюз инструктора, стреляла из ракетницы в салоне (fire!), раскурочила самолёт. Подняла на уши все службы, включая истребитель.
За этот час она угробила четыре крупных учреждения: аэропорт на Аляске (ликвидирован пилот и самолёт), скорую помощь Анкориджа (на них два трупа и убийство), собственный отдел (убита начальница, утекли секретные сведения), и, наконец, ФБР (директор под обвинением). Будут расследования, отчёты, оценка ущерба, скандал в СМИ. Слетит правительство штата. Да эта баба – ураган!
Харрис деланно сокрушается, что по её вине сгорела Мария. Однако это наименьший её грех. В тот день она действовала по инструкции: пристегнула арестантку. Комнату поджёг киллер – это форс-мажор. Харрис бежала, спасаясь от огня и дыма, – тоже строго по инструкции. Поджог бывает провокацией, и когда полицейский пойдёт отстёгивать арестанта, тот его прибьёт, и сбежит. Смерть Марии – не повод для отстранения Харрис, и тем более для сопливых признаний подконвойному. В текущем инциденте действия Харрис стократ хуже: она бьёт морды, стреляет, крушит – это явное злодейство. Она нарушает инструкции – это скрытое злодейство (с куда худшими последствиями).
Но так и задумано. Персонаж Мэдлин Харрис – это кейс извращённой морали и аттитюдов. Его так сконструировали, что зритель симпатизирует, не замечая злодейств.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ
В 2020-х годах извратилась и социальная мораль (например, как постгуманизм) и политическая мораль, причём до предела. Заметим, что персонажам фильм сочинили символичные имена.
Мэдлин Харрис (Madolyn Harris, a Deputy U.S. Marshal) – брутальная нервическая красотка с большой властью. При этом имени вспоминаются два госсекретаря США: Мэдлин Олбрайт (Madeleine K. Albright) плюс Камала Харрис (Kamala D. Harris).
Пилот именует себя Daryl Booth. Дьявольщина имени Дэрил обыгрывалась в фильме 1987 года «Иствикские ведьмы»: Daryl Van Horne ~ Devil Two Horns.
Фамилия Бут ассоциируется с рядом демонизированных арестов, семантика которых фонетична.
https://en.wikipedia.org/wiki/Viktor_Bout
https://en.wikipedia.org/wiki/Maria_Butina
Был ещё один подсудимый с похожей фамилией, демонизированный уже до мирового исторического экстремума. Он, однако, не выпал из самолёта, несмотря на все совокупные старания.
Зритель исподволь подмечает эти сходства. А имя Winston напоминает про Уинстона Черчилля. Можно ли сравнить Черчилля с бухгалтером? Да, он пять лет был Канцлером казначейства.
«МИЛЫЙ МОЙ БУХГАЛТЕР»
Иногда возникает впечатление, что создатели фильма пародируют известную донельзя песню «Комбинации» (1991). Её слова релевантны деталям сюжета:
Мне надоело петь про эту заграницу [для американцев Аляска за границей].
Надену валенки да красное пальто [мизансцены в холодном регионе],
Пойду, проведаю любимую столицу [Анкоридж],
Хоть в этом виде не узнает и никто! [бухгалтер – скрывается]
Возьму с собой я на прогулку кавалера: [подконвойный, а затем пилот]
Он песенки мои все знает наизусть. [пилот слишком много знает про них, бухгалтер слишком знает про Кольриджа]
Не иностранец и не сын миллионера, [пилот говорит про янки; бухгалтер слямзил у Моретти миллион]
Бухгалтер он простой, да ну и пусть! [Уинстон так себя и позиционирует]
Совпадение? Не думаю. «Бухгалтер» – не просто попса, а крупнейший мем. Песня отразила дух времени, снискала известность и награды, считается одной из «самых культовых и широко известных композиций постперестроечного периода». Ужасно навязчивая. Хорошо, что уже в прошлом.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бухгалтер_(песня)
ИСТИННЫЙ ГЕРОЙ
Бухгалтер Уинстон – самый презираемый среди всех персонажей. Все, кто мелькнул в этом фильме, имеют более высокий ранг, даже лось и птица, разбитая в лепёшку о стекло. Однако он и самый позитивный, и влиятельный. Это истинный герой. Вокруг него всё и завертелось. Спесивый конвоир не отдаёт себе отчёт, что он получает честь, должность и деньги – только потому, что существует арестант.
По сценарию Уинстон получает сотню унижений и травмирующих переживаний. Он вынужден скрываться в отвратительной глуши. Его напугали волк и лось (замещающий полисмена в засаде перед окном). Его выследили, ворвались, швырнули лицом вниз. Заставили оправляться перед красоткой. В самолёте она заковала его в кандалы, бросила без внимания, заставила обмочиться. Он получает угрозы насилия от Пилота, намёки на пытки и гибель матери, окрики от Харрис. Над ним висит перспектива длительного тюремного заключения. Вокруг – смертельная драка, самолёт падает, а он закован. Пилот и Фемдом спелись и унижают Бухгалтера. Затем он получает физические раны, удар ножом в живот и грудь.
Все эти обстоятельства стрессируют, не так ли? Однако Уинстон сохраняет добропорядочность. Он многократно старается спасти ситуацию и облегчить участь других: соглашается на сотрудничество; пытается подсказать, что пилот – не Бут; спасает удушаемую Харрис; терпит тошноту; мужественно терпит раны; соглашается на укол. Раненый истероид под морфием мог бы устроить огромные проблемы, изгадить всё, сбить Харрис с пилотирования. Но истерит Харрис, а Уинстон ведёт себя благородно, как истый премьер. Это крепкий персонаж. Однако он кажется самым слабым – обычный трюк киноповествования.

ХАСАН И ЗАХВАТ САМОЛЁТА
Хасан кажется героем и знатоком авиации, ибо точно инструктирует, как управлять данным кукурузником. На самом деле это абьюзер и преступник. С первых же слов Хасан, пользуясь положением Харрис, навязал ей свидание, действуя как сексуальный хищник и вымогатель. Он заявил, что любит выпить, и потребовал оплатить оргию в ресторане. В финале он лично явился к разбитому самолёту, чтобы присмотреться и всё-таки провернуть оргию. Всё это абьюз, служебное преступление, аморальное поведение.
При посадке пилоту требуется множество действий, это самый ответственный момент (см. фильм «Последний дюйм»). А Хасан – попрощался и отключил рацию. В результате его «помощи» самолёт разбит вдрызг; один человек погиб, второй тяжело ранен, третий имеет побои и психотравмы. Одако зрителю кажется, что Хасан клёвый. Таковы уловки кинематографа.
Критики отмечали, что за внешним пафосом скрывается комизм. Скорая помощь так рьяно помчалась за самолётом (на трёх фургонах), что раздавила выпавшего пилота. Вообще для специалиста этот фильм – коллекция ляпсусов.
Зритель как бы в курсе, что произошло на борту. Но с точки зрения внешних служб произошёл захват самолёта: опальный маршал-конвоир Харрис избила и приковала пилота, затем села за штурвал. Пользуясь своей властью, добилась помощи в пилотировании. Затем добилась, чтобы приняли её версию событий. Дознаватель может решить, что Харрис сговорилась с Уинстоном – перелететь в Канаду, очистить счета Моретти и Колриджа, и скрыться по подложным документам. Подобные казусы бывали. Кстати, почему скромный конвоир имеет телефонные сношения и личный контакт с директором ФБР? Значит, Харрис замешана и в его коррупции.
Все эти странности – неспроста.
НЕУЯЗВИМЫЙ БОГ
Уолберг выполнил крайне сложную роль. В замкнутом пространстве выполняет падения, драки, атаки. Он порвал себе руку, выползая из наручников. Уолберг страшен, но играет как бог! Да и играет он – бога. Вывод неожиданный, но логичный.
Данный персонаж не имеет идентификации. Он представился как Дэрил Бут, но это имя пилота, которого он убил, и занял его место. Это главный герой, но у него нет имени. Его нельзя назвать пилотом: сначала он точит лясы, затем за штурвал садится Харрис. Его нельзя назвать киллером, ибо в кадре никого не убил. Он ведёт себя злобно, выворачивается и контратакует, но это потому что ему угрожает плен или смерть. Так ведёт себя дикое животное. В общем, это противоречивая фигура с качествами deity.
Внешний план: это убеждённый убийца и извращенец, помешанный на жестокости и сексе. Но ведь этот человек озверел от отчаянного положения. Странно, что он неуязвим. Харрис тряхнула пилота электрошоком, а ему нипочём. Затем она буквально поджарила его электрошокером, затем нанесла десятки боксёрских ударов, подстрелила ракетницей, отравила огнетушителем, долбанула в лоб. Приковала наручниками в тягостной позе. Расстреляли четырьмя выстрелами. Ни фига не действует! Пришлось ему выпасть на бетон из разваленного самолёта. И только после того, как его переехал фургон, некто заявил о его смерти. Однако это бездоказательно. Если один парамедик пытается убить свидетеля, то другой может солгать насчёт пилота.
Он неуязвим даже внешне. Зубы целы, нос вроде бы сломан – но форма не изменилась, нет гематомы. От серии ударов стал только бодрее. Он всё умеет: превосходно пилотирует в труднейших условиях, знает ложный маршрут, перевоплощается как лучший актёр. Он всеведущий, знает и помнит про своих попутчиков слишком много. Это качества божества. Но какого именно?
БОГ НЕБА
Пилот ничего не боится. Самолёт сбил птицу – никаких трещин на стекле. Врезался в снежный козырёк – и вылетел без единого повреждения винта. А ведь снег на перевале очень плотный. Набежали облака, а пилот всё про них знает. Потом облака вдруг исчезли.
Это не человек, а трикстер, какое-то мифическое божество неба. Уточнить невозможно – есть сотни таких божеств.
https://en.wikipedia.org/wiki/Sky_deity
Известно, что Гибсон снял фильм про древних майя. Но здесь – Аляска. Как же найти ответ?
НЕГАФУК
Уолберг упоминал инуитов, и постоянно говорит про негатив и про факинг. Следовательно, Холмс, он воплощает небесное божество инуитов по имени Негафук. Это повелитель северного ветра, любитель ненастной погоды у народа юпик — аляскинских эскимосов.
https://en.wikipedia.org/wiki/Negafook
Покажите изображения.

Нас можно поздравить. Вот это меня и поразило! Хоть я и антрополог с Камчатки, но понятия не имел о таких деталях. И только в ходе анализа выяснил, что Уолберга загримировали – именно как маску Негафука из Метрополитен-музея искусств.
Причём висюльки этой маски похожи на микрофон с наушниками, а подбородок — на самолётный хвост. Более того, создатели фильма подчеркнули это сходство в тех кадрах, которые используются для рекламы фильма.

Значит, Гибсон продумал всё исключительно концептуально. И он действительно экранизировал эскимосский миф о небесной битве богов. Это какой-то чёртов гений...
Да он в общем-то так и выглядит.
