![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomdmitry_v_ch_l33415636146872146872_1000.jpg)
Подробности дальнего арктического перехода кораблей Северного флота
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Продолжая тон, заданный прошлой записью о проходе китайского транспорта по трассе СМП, начну с официальных сводок, на это раз - от телекомпании ЗВЕЗДА.
От 10 сентября 2013 года:
Командующий Северным флотом адмирал Владимир Иванович Королёв, обсуждает план перехода с капитаном а/л "Вайгач" Скрябиным Александром Витальевичем (
![Подробности дальнего арктического перехода кораблей Северного флота Подробности дальнего арктического перехода кораблей Северного флота](https://yablor.ru/images/main/podrobnosti-dalnego-arkticheskogo-perehoda-korabley-severnogo-flota-b636bb.jpg?from=http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=17080?v=108.4)
От 14 сентября 2013 года:
И от b-port.com
Теперь от меня. Начну с некоторых комментариев к видео сюжету.
- В фильме хорошо показали и движение каравана и ледовую обстановку. Конечно не попало в кадр движение ночью в сплошном тумане, когда не видно ни впереди, ни сзади идущего.
- Сильно раздражает произношение за кадром "пролива Матисена", хотя моряки четко и правильно его произносят.
- И конечно - атомные ледоколы не присоединились к каравану, а взяли под проводку. Чувствуете разницу?
- Нас, в очередной раз, обозвали "50-ти летием Победы". Хотя именно в этот момент в кадре наш борт с названием.
- На ледоколах установлена не система отведения воздуха для разгона льдин. Система пневмообмыва (ПОУ) предназначена для уменьшения трения корпуса ледокола о лёд, когда ледокол двигается в сплоченных, тяжелых льдах. Но ледокольщики, действительно, часто применяют её не для себя, а когда в караване суда, опасающиеся соприкосновения своих корпусов со льдом. В разряженных льдах пуск ПОУ даёт замечательный результат, канал за ледоколом становится широким и чистым, что, собственно и видно в сюжете.
- И покорять Арктику не надо. Надо её знать и беречь!
Текстом я вас, пожалуй, уже утомил. Понимаю, что некоторые уже пропустили и разглядывают караван. Но еще несколько слов.
Итак, 8 сентября в районе островов Скотт-Гансена на ледокол "Вайгач" прибыл вертолет с командующим, чтобы обсудить все детали дальнейшей нашей
совместной работы по проводке кораблей сквозь льды Карского моря:
1.
![ÐСТРÐЧÐ_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐСТРÐЧÐ_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/146872/146872_1000.jpg)
В 15.00 московского времени атомные ледоколы "50 лет Победы" и "Вайгач" подошли в район нахождения флотилии Северного флота. Она была так рассредоточена, что все разом в кадр не влазили.
2.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -003_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -003_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/147195/147195_1000.jpg)
По подходу, начали формировать караван в ордер (порядок следования) 3-х кораблей и 7-ми судов вспомогательного флота. Конечно, капитаны ледоколов заранее обсудили схему расстановки каравана, учитывая возможности кораблей и судов, ледовую обстановку на переходе. Для упрощения и ускорения процесса создания каравана, разделили армаду на 2 группы, возглавляемые - каждая своим ледоколом. Благо до льдов было еще далеко.
До пролива Матисена оставалось 150 миль и, как потом стало ясно 16 часов ходу.
Смеркалось...
И вот построение каравана в строй кильватера:
3.
.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -013_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -013_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/147300/147300_1000.jpg)
4.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -019_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -019_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/147521/147521_1000.jpg)
5.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -018_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -018_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/147791/147791_1000.jpg)
Армада выстроилась за впереди идущими ледоколами. Но два ордера еще идут сближающимися курсами.
6.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -021_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -021_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/147985/147985_1000.jpg)
И к 19.00 оба ордера выстроились в один. Теперь весь караван идет в кильватер за первым ледоколом.
7.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -029_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -029_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/148346/148346_1000.jpg)
Дистанции между судами (можно я всех в этом строю буду называть судами?) еще приличная, но до входа в лёд постепенно будет сокращена до 2-х кабельтов. Дабы льдины не успевали заползти в ледовый канал от впереди идущего.
А вот и первые льды на пути движения флотилии:
8.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -033_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -033_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/148682/148682_1000.jpg)
9.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -036_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -036_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/148835/148835_1000.jpg)
И вертолет, пришедший с ледовой разведки.
10.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -046_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -046_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/149180/149180_1000.jpg)
При прохождении первой перемычки, выяснилось, что идущие в нашей группе БДК хуже приспособлены к хождению в таких льдах, чем танкер "Дубна". Пришлось на ходу менять порядок ордера. И "Дубна" вышла из строя, уступая дорогу за нами ТАРК "Петр Великий".
11.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -061_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -061_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/149293/149293_1000.jpg)
Вот караван проходит танкер:
12.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -069_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -069_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/150236/150236_1000.jpg)
И он пристраивается в кильватер:
13.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -072_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -072_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/150301/150301_1000.jpg)
Теперь головная часть каравана выглядела вот так:
14.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -065_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -065_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/149633/149633_1000.jpg)
15.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -062_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -062_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/149965/149965_1000.jpg)
Да! Я совсем забыл! Еще вчера вечером (т.е. 8 сентября) в районе островов Мона в караван вошел и возглавил ордер а/л "Ямал", который и красуется теперь у нас по носу, выбирая дорогу и разбивая крупные льдины:
16.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -113_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -113_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/150622/150622_1000.jpg)
На входе в пролив Матисена, по тактическим соображениям, вторая часть каравана, возглавляемая а/л "Вайгач", пошла немного своей дорогой, что и позволило запечатлеть весь состав флотилии Северного флота:
17.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -071_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -071_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/151033/151033_1000.jpg)
Что интересно - на носах военных кораблей всю дорогу стояла вахта в оранжевых спасательных жилетах
18.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -079_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -079_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/151189/151189_1000.jpg)
Пройдя 1-й частью каравана очередную сплоченную перемычку льда в пр. Матисена, понимаем, что второй части, возглавляемой а/л "Вайгач", и состоящей из 6-ти судов вспомогательного флота, пройти её будет сложновато. Мы (а/л "50 лет Победы") оставляем головной ордер на попечение "Ямала" и возвращаемся немного назад, чтобы помочь "Вайгачу" провести своих подопечных через лёд.
И на этом маневре смогли запечатлеть с другого ракурса нашу часть каравана, которую я вам и представляю:
19. Атомный ледокол "Ямал"
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -129_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -129_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/151515/151515_1000.jpg)
20. Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -121_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -121_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/151691/151691_1000.jpg)
21.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -126_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -126_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/151892/151892_1000.jpg)
22. Большой десантный корабль (БДК) "Кондопога"
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -130_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -130_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/152075/152075_1000.jpg)
23. БДК "Оленегорский горняк"
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -117_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -117_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/152452/152452_1000.jpg)
24. Ну, а танкер "Дубна" вы уже видели:
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -136_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -136_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/152668/152668_1000.jpg)
23. А вот и караван "Вайгача" подходит к перемычке.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -137_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -137_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/152840/152840_1000.jpg)
Хорошо видно, что в ледовой перемычке сплоченного льда, за нами остается канал чистой воды, но чтобы его не затянуло в течении прохода 6 судов, а/л "Вайгач" расширяет его еще на корпус.
24.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -140_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -140_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/153339/153339_1000.jpg)
На выходе из пролива Матисена, к нашему каравану присоединяется а/л "Таймыр". Вышел он из Мурманска 6 сентября и 9-го нас нагнал.
25.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -152_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -152_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/153351/153351_1000.jpg)
Вот он занимает свое место в ордере, вслед за а/л "Ямал", перед ТАРК "Петр Великий". И караван следует на Северо-Восток, направляясь в пролив Бориса Вилькицкого, что омывает самую северную точку материка Евразия - мыс Челюскин.
26.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -158_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -158_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/153649/153649_1000.jpg)
В преддверии темного времени суток, зная ледовую впереди по курсу - принимаем решение: разбить 2-ю группу на две части. Три судна пойдут вслед за "Вайгачем", потом а/л "50 лет Победы" и еще три судна.
Первую часть каравана, что на фото выше - оставляем без изменения.
Теперь мы выходим из строя в сторонку и пропускаем головную часть:
27. Атомный ледокол "Вайгач"
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -141_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -141_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/154030/154030_1000.jpg)
28. Килекторное судно "КИЛ-31"
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -159_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -159_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/154115/154115_1000.jpg)
29.Теплоход "Печора"
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -160_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -160_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/154508/154508_1000.jpg)
30. Буксир спасатель "Памир"
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -161_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -161_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/154675/154675_1000.jpg)
И за нами теперь хвостовая часть каравана: два килекторных судна, это "КИЛ - 164" и КИЛ "Пушкин", замыкает маленький, но шустрый морской буксир "МБ - 100"
31.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -162_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -162_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/154899/154899_1000.jpg)
32. Караван уверенно втягивается в туман и ночь.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -163_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -163_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/155285/155285_1000.jpg)
33. Но утро в проливе Бориса Вилькицкого заставляет фотографов забить карты памяти своих фотоаппаратов напрочь!
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -165_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -165_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/155432/155432_1000.jpg)
34.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -167_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -167_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/155673/155673_1000.jpg)
35.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -171_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -171_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/156015/156015_1000.jpg)
36.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -181_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -181_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/156178/156178_1000.jpg)
37. 10 сентября караван вышел на чистую воду, и мы распрощались.
![ÐаÑаван СФ W-E 2013 -184_новÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ ÐаÑаван СФ W-E 2013 -184_новÑй ÑазмеÑ](http://ic.pics.livejournal.com/dmitry_v_ch_l/33415636/156511/156511_1000.jpg)
А 13 сентября, ближе к ночи, мы уже ошвартовались у родного мурманского причала.
Это был наш завершающий караван в этом заплыве.
Но, как и обещал в первом фото-отчете о рейсе - будут еще фотографии с акватории Северного Морского пути.