рейтинг блогов

Под паровозом от Бологое до Осташкова

топ 100 блогов periskop19.02.2019 В прошедшую субботу протестировал, наконец, паровозный рейс из Бологое в Осташков. Рейс действует уже полгода, но осенью я был сильно занят с книгой и к тому же не хотел ехать с толпой фотографов, а потом было тёмное время. И вот сейчас, ближе к окончанию проекта, получилось сьездить.
Тем, кто не в курсе – это единственный в России регулярный рейс, выполняемый под паровозом (обычно под Су). То есть это не туристический аттракцион, а именно штатный пригородный поезд №6697 с совершенно обычной ценой на билет. Соответственно, и едут на нём далеко и не только туристы. Паровоз грузится углём в Бологое (18 т) и набирает воду на станциях Куженкино и Осташков. Длительность пути паровозного рейса на час с небольшим больше, чем у тепловозного рейса, т. к. в хронометраж включён набор воды и несколько меньшая скорость. Уходит он на 15 мин. раньше тепловозного расписания - не в 9.40, а в 9.25, так что тут будьте внимательны.

Ниже - рассказ о том, как проводится этот уникальный рейс.
Под паровозом от Бологое до Осташкова


2. Чтобы попасть на этот рейс, пришлось ехать ночным поездом №55, который уходит из Питера в 1.15 ночи и в 6.36 приходит в Бологое. Может быть, не самый лучший вариант - но зато не надо приезжать в Бологое заранее и ночевать, и при этом удаётся всё-таки поспать 5 часов. В других поездах получится только 3.30 – это уж совсем неудобно. После прибытия часок погуляли по городу и пристанционным окрестностям, застали красивый ясный рассвет, потом небо подзатянуло тучами. В самом Бологое тоже кое-что изменилось с 2013-го - но о нём я лучше расскажу отдельно, если будет время.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

3. Итак, только что прошёл Сапсан, и вдруг мы слышим характерный звук, который ни с чем не спутать. Это со стороны депо тендером вперёд идёт наш Су. Тендер заполнен углём доверху. Правда, ставят пригородный на низкую платформу, поэтому придётся идти подземным переходом.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

4. Паровоз мягко подходит тендером к вагонам пригородного поезда, так что мы идём туда.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

5. Ага, вот и он! Мы боялись, что поставят здоровенный грузовой Л (Лебедянку) и это, конечно, будет неаутентично - пассажирский Су более ранней эпохи выглядит гораздо более приятно. Под пассажирским поездом должен стоять пассажирский паровоз!
Под паровозом от Бологое до Осташкова

6. Билеты стоят обычные 284 рубля до Осташкова и кроме чека, выдаются вот такие билетные картонки "как раньше" :)
Под паровозом от Бологое до Осташкова

7. То, что рейс обычный, выдаёт состав пассажиров - "фотографов-турыстов" было всего пятеро (если считать с нами), а среди остальных грузилось 15 солдат, несколько рыбаков и местные жители. Оно и хорошо, не люблю щелкающую толпу фанатов вокруг себя.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

8. Но всё же... рейс необычный, так что к паровозу идут и обычные пассажиры - пофоткаться на память.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

9. Ведущие колёса.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

10. Фотосессия у паровоза. Никто не препятствует сьёмке - наоборот, это поощряется. Причём и в рейсе тоже.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

11. Вагоны были позднесоветские, конца 1980-х. На них нарисовали "царскую" эмблему Бологое-Полоцкой дороги. Кроме того, обратите внимание на присутствие маршрутных табличек на вагоне - от которых сейчас в ФПК усиленно избавляются и практически их изничтожили. Но тут сделали исключение.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

12. Внутри сидячего межобластного вагона очень тепло. И даже жарко. Народу было немного, примерно 30% мест заполнено. Так что ехали очень комфортно. Сиденья прикреплены намертво, столики у кресел стальные, мощные. На фото - Под паровозом от Бологое до Осташкова flackelf.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

13. Сразу после отправления пришёл начальник поезда в форме МПС СССР 1950-х гг. и стал рассказывать про Бологое-Полоцкую дорогу, её историю и значение. А также сделал объявление, что на станции Куженкино будет бесплатная экскурсия по историческим объектам станции и вокзала.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

Вот тут видео с диалогами и начальником поезда, внутри вагона:


14. Вскоре проехали Бологое-Полоцкое. Кстати сказать, проводники нисколько не препятствовали снимать с открытой тамбурной площадки даже на коротких стоянках.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

15. Проход под М11. Обратите внимание на клубы дыма - это от паровоза. Немного он проникает и в вагон, так что запах не дизельный, а что-то вроде печного. Движение идёт толчками, потому что опять же, паровоз. У паровозной тяги такая особенность.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

16. Пассажиры были и местные, едущие на выходные в свои деревни и веси.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

17. Но вот прибываем на Куженкино. Здесь - 30 мин. стоянки и бесплатная экскурсия для пассажиров субботнего рейса. Смотреть объекты пошло человек 12-14.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

18. Вокзал хорошо отреставрировали, выглядит ярко, как пасхальное яичко. Интересно, что там наверху? Это осталось загадкой.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

19. Паровоз с вагонами ушёл на набор воды.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

20. Указатель объектов.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

21. А мы идём внутрь, начинаем с зала ожидания 1-2 класса. Даже в таких мелких вокзальчиках в 1900-х было разделение потока пассажиров на "приличных" (1-2 классы) и "нищебродов" (3-4)!
Под паровозом от Бологое до Осташкова

22. Внутри зала. Остались как старинные скамьи (если их, конечно, не привезли откуда-то), так и сталинские послевоенные - краешек синенькой на фото виден. Там же касса с керосиновой лампой и воссозданием интерьеров 1910-х.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

23. Потом публику ведут в помещение ДСП (дежурной по станции). Здесь осталась послевоенная обстановка и электрожезловый аппарат 1930-х. Очень фактурно.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

24. Надпись названия станции. Не по бренд-буку РЖД!
Под паровозом от Бологое до Осташкова

25. Следующая точка экскурсии - керосиновый погреб.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

26. Кстати, по Бологое-Полоцкой дороге сохранилось большое количество старых путейских казарм и полуказарм, а также иных ж/д построек.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

27. Потом идём обратно, нас ждёт багажное отделение - оно с другой стороны вокзала.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

28. Внутри.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

29. Ещё одна точка похода - водонапорная башня. Кстати, там вся начинка сохранилась, она рабочая.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

30. И после этого уже идём обратно к поезду. Здесь - заключительный обьект осмотра, довоенный проект стрелочного перевода с флюгаркой. Любопытно, что стрелке 1930-х годов придали табличку с ятями и дореволюционным написанием :)
Под паровозом от Бологое до Осташкова

31. А в паровоз ещё набирают воду. Много он её расходует.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

32. Вид на наш поезд. Вроде уже почти час едем под паровозом, но ощущения всё равно очень необычные - как будто ты в машину времени попал.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

33. Дальше мы долго и упорно пробираемся по замёрзшим болотам Тверской области, останавливаясь где положено по расписанию. Кое-где пилят лес.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

34. На станции Фирово проводницы тоже ненадолго выпустили поснимать.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

35. Вид на паровоз. Едём дальше. В вагоне ведутся неспешные коллективные разговоры. Можно в них поучаствовать, можно просто послушать. А можно набрать из угольного титана кипятку, заварить чаю и пить, задумчиво смотря на клубы дыма за окном. В общем, ляпота!
Под паровозом от Бологое до Осташкова

36. В час дня - прибытие в Осташков. Так что рейс длится 3 с половиной часа - немало.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

37. Народ с восторгом идёт смотреть на отцепку паровоза. Множество детей разных возрастов, они в экстазе, кричат-вопят "Покааа!".
Под паровозом от Бологое до Осташкова

Вот тут можно посмотреть на процесс отцепки и детские восторги от паровоза (2 с половиной минуты).



38. А проводницы мчатся к паровозникам за угольком для титана.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

39. Вот, снабжают вагоны угольком. А то сейчас паровоз отцепится и уедет, а ведь вагонам ехать дальше на Великие Луки. А у тепловозников уже угля не возьмёшь.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

40. Наш начальник поезда с табличками. Затем он их нацепит на великолукские вагоны обратного рейса, а эти пойдут дальше на запад.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

41. Всё, паровоз уехал и перешел на другой путь. Сейчас уйдёт на треугольник разворачиваться.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

42. Вокзал реально огромный для такого города. Большинство площадей некуда использовать. Но осташковские привокзальности лучше покажу отдельным постом.
Под паровозом от Бологое до Осташкова

Резюме: просто отлично. Теплый и ламповый рейс, без спешки и мегаполисной суеты. Полное отрешение от рыночно-коммерческой действительности - и всё это за минимальную цену, совсем не туристическую. Спасибо тем товарищам из РЖД, которые это придумали и внедрили.

PS. Кстати, в комментах к ФБ некоторые недовольные бухтели про "неаутентичные" вагоны для паровоза - дескать, чегойто не ставят деревянные вагоны, под эпоху. Тут я напомню, что этот самый Су до тех пор, пока не ушёл с магистралей к концу 1960-х, успел поводить пассажирские поезда под ЦМВ лет этак 20 подряд. Так что если вагоны зеленые - то, в общем-то, они вполне под эпоху. А деревянные вагоны обр. 1928 г. никто сейчас на магистральные рейсы не выпустит по требованиям безопасности - что по пожарной, что по сминаемости вагона при столкновении. Даже на малодеятельную Бологое-Полоцкую дорогу.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 19:52

https://bit.ly/2Eoo9M5
СВЕРХПРИБЫЛЬНЫЙ МАГАЗИН ЭЛИТНОГО КИТАЙСКОГО ЧАЯ - БЫСТРЫЙ ЗАПУСК ЗА 20 МИНУТ, БЕЗ СТАРТОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Теперь, начинаем общение онлайн. ...
...
Кинофестиваль всегда не только смотр творческих сил, но значительное событие в области моды, задающее тенденции на будущее. В этом плане недавний Кинотавр в Сочи оказался сплошным разочарованием... Во всяком случае для меня. Но судя по отзывам профессиональных знатоков моды, они тоже не в ...
...
«Скитались по квартирам, жили на мою стипендию». Ольга Бузова, как известно, невеста завидная. Недавно она призналась, что не состоит сейчас в отношениях. При этом телеведущая не стала скрывать детали своей личной жизни. Бузова призналась, что противоположный пол просто-напросто... ее ...