Почему зрители уходят с вроде бы неплохих концертов?


Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, вроде бы прост – потому что им не нравится исполняемая музыка. Но часто бывают и иные причины.
Я хорошо помню, как чуть ли не половина зала встала и ушла буквально на первой же песне с концерта Петра Мамонова (я когда-то писал в своём блоге о том мероприятии). Там было всё понятно – люди не ожидали от уважаемого актёра кино услышать полную анархии и музыкальной вакханалии музыку. Здесь я виню самих зрителей, поленившихся предварительно послушать, что этот очень уважаемый мною человек играет и поёт.
Но совсем не давно я сам сознательно ушёл с концерта, который вроде бы мне очень изначально понравился. Это было выступление гитариста Эстаса Тонне (Estas Tonne) с певицей, перкуссионисткой и танцовщицей Рекой Фодор (Reka Fodor). В узких кругах этих музыкантов очень уважают, сам Эстас приезжает в Вильнюс уже второй раз. Билеты на его концерт были раскуплены заранее, зал Русского Драматического театра ломился от людей, но где-то посередине концерта люди начали пачками уходить с него. Среди них оказался и я.
Что же произошло?

Я не был знаком с творчеством этих музыкантов ранее, поэтому перед тем, как идти на концерт, предварительно ознакомился, что же они играют. Мне очень понравилась смесь разных стилей в безусловно виртуозной игре на гитаре Эстаса. Этот музыкант украинского происхождения давно уже считает себя гражданином мира. Он выступает на самых разных площадках от сельских кабаков до престижных фестивалей во многих странах мира. Стиль его игры можно охарактеризовать, как смесь испанского фламенко, цыганских мотивов и латинской экзотики. Причём звучит это потрясающе красиво и драйвово. В компанию к себе он взял венгерку Реку, которая уже давно интересуется испанской культурой.

Дует получился очень динамичным и иногда даже взрывоопасным. Все состовляющие для прекрасного концерта в Вильнюсе были на лицо – виртуозный гитарист, темпераментная венгерка, яркие музыкальные композиции. Но что-то пошло не так.

Во-первых, Эстас оказался по жизни не только музыкантом, но и философом. Свои полные непонятного символизма речи он решил толкать в промежутках между музыкальными композициями. Он не собирался дискутировать или развлекать их ими кого-то в зале. Затуманенный музыкальными пируэтами его духовный мир просто рвался наружу в виде неких словесных форм, с трудом поддающихся восприятию трезвым умом. Согласитесь, когда вы приходите слушать музыку, вам не очень интересно при этом выслушивать нескончаемые философские притчи. К тому же свои музыкальные опусы Эстас безбожно затягивал, каждую композицию превращая в нескончаемый поток нот и звуков. Ситуацию спасала, как могла, Река. Его глубокий грудной вокал, страстные танцы скрашивали все недостатки этого концерта.

Но главная проблема оказалась в другом. Эстас Тонне совершенно не хотел уходить со сцены. Ему не нужны были бисы, бурные овации или восторженные крики слушателей. Иногда казалось ему даже сам слушатель был не особо интересен. Он был весь в себе, в своих мыслях, звуках, словах.
После двух с половиной часов концерта я начал подозревать, что этот музыкант не особенно уважает своих слушателей. Ему,казалось, было намного важней его собственная персона. И плевать он хотел, что там кто-то думает про него в зале.
Концерт явно затягивался и люди начали массого вставать и выходить из зала. Но корефею с украинскими корнями было на это плевать. Он продолжал свои нескончаемые монологи в виде непонятных образов, а каждую мелодию затягивал причудливыми импровизациями.
Наверняка в зале было множество слушателей, покорённых действительно уникальной техникой игры Эстаса и темпераментом Реки. Только, почему то мне кажется ещё больше людей с удовольствием уже давно бы разошлось по домам, но чувство приличия держало их в зрительском зале. Лично я в какой –то момент не выдержал и вышел на улицу. Возращаться назад мне так и не захотелось.
Кроме фотографий я специально выкладываю здесь и несколько видеофрагментов этого концерта. По ним легко понять, что концерт был качественным и увлекательным и совсем не понятно, почему я решил с него уйти.
Скажите сами, имеет ли музыкант, обладающий большим талантом, право не прислушиваться к своим слушателям и сам решать, сколько он хочет быть на сцене и что на ней делать?
Своё мнение я выразил моим уходом с этого концерта...