Почему я не появился в передаче "Гордон Кихот" и о чём не сказал

топ 100 блогов kinanet15.05.2010 Теги: Михалков В принципе, я объяснял ещё три недели назад о причинах своего отказа принять участие в передаче "Гордон Кихот" на Первом канале - но, видимо, не все это читали или не до конца поняли мотивы моего ухода с записи программы, поскольку продолжают задавать вопросы в ЖЖ.
Думаю, что куда существеннее даже не внешние обстоятельства (например, что я и мои коллеги были фактически подставлены обеими сторонами в споре кинематографистов о судьбе Союза), а внутренние. И они связаны с тем, о чём я всё-таки собирался говорить на передаче, хотя изначально был против какого-либо разговора в присутствии Никиты Михалкова, поскольку любые дискуссии с его участием невозможны в принципе. Но я надеялся (как и было клятвенно обещано, когда приглашали меня), что будут присутствовать на записи члены инициативной группы по созданию нового киносоюза, прежде всего - молодые режиссёры, пусть определение "молодые" применимо не ко всем из них. А вот говорить про старение в кино именно в окружении лиц, которым за пятьдесять, как мне самому, или же того больше, показалось глупым и в чём-то неприличным.
Ведь главная проблема Союза кинематографистов заключается в том, что он давно превратился в Союз пенсионеров кино. Средний возраст его членов явно превышает 60 лет. Практически то же самое можно сказать и о Правлении, и о Председателе. Например, Лев Кулиджанов, первый секретарь Союза кинематографистов СССР, не был избран на новый срок в 1986 году, когда ему самому исполнилось 62 года. А Михалкову уже 64 года. И попытки непродления его полномочий предпринимались как в 2004-м, так и в 2008-м. Крупнейшая ошибка заключалась в том, что в качестве альтернативы предлагались (да и соглашались на это выдвижение), конечно, признанные кинематографисты, но всё-таки в возрасте, порою - в преклонном, как Марлен Хуциев, который, между прочим, был самым молодым секретарём СК, выбранным на первом съезде в 1965 году. Тогда лично ему ещё не исполнилось 40 лет. А Кулиджанова вообще избрали на главный пост в 41 год! Напомню, что Михалков стал Председателем уже в 52-летнем возрасте.
По данному поводу кто-то скажет, что ведь и Элем Климов возглавил Союз кинематографистов СССР в 52 года. Правда, заменивший его Андрей Смирнов оказался помоложе (47 лет), как и Сергей Соловьёв, уже Председатель СК России (49 лет). Но Игорь Масленников, являвшийся Председателем в 1990-93 гг., был существенно старше (ушёл с должности тоже в 62 года, как и Кулиджанов).
Дело-то в другом - в среднем возрасте членов Правления (допустим, в 1965 году двое "самых пожилых" секретарей СК едва превысили шестидесятилетний рубеж), а в первую очередь - рядовых кинодеятелей. В советские времена для молодых и начинающих были созданы специальные секции при Союзе кинематографистов - и возраст пребывания в них был ограничен... тридцатью пятью годами! То есть тот, кто не успевал вступить до этого срока в Союз, как бы переставал считаться молодым кинематографистом.
А ныне, если судить по возрасту режиссёров, участников конкурса фестиваля "Кинотавр" в 2009 и 2010 гг., во всё ещё молодых ходят даже сорокалетние. Поскольку средний возраст дебютантов, например, в программе этого года - 36,7 лет!
В былые десятилетия - с рубежа 50-60-х до конца 90-х - наблюдалось в российском кино неуклонное постарение режиссуры. Положение хоть и выправилось немного в нулевые годы, однако средний возраст постановщиков всё равно превышает 45 лет. А главное - по-прежнему незначителен процент тех, кому меньше сорока, не говоря уже о тридцатилетних. Молодые дебютанты прорываются на экран с большим трудом, чего не было даже в эпоху застоя.
И отсутствие свежих и здоровых сил в кинематографии, разумеется, сказывается на существовании Союза, который давно перестал быть местом полезных и интересных знакомств, дружеского и творческого общения, полемических и ярких дискуссий по поводу конкретных фильмов и кинематографических тенденций в целом. Теперь уже трудно представить себе ситуацию, когда начинающий режиссёр Никита Михалков в середине 70-х годов довольно внимательно и уважительно выслушивал подчас резкие и нелицеприятные отзывы о своих первых картинах, когда показывал их на Секции молодых кинокритиков в Малом зале Дома кино. Спорили все вместе, горячо и бурно, но не переходя на личности, не оскорбляя никого, больше всего ратуя за любимое искусство, а не за своё место в нём. Ныне же Михалков заявляет, что российская кинокритика кончилась, она будто бы заколочена в гробу - поскольку посмела высказаться о самодискредитации былого таланта в продолжении фильма "Утомлённые солнцем".
Атмосфера нетерпимости к любой критике и, напротив, поощрения верноподданческих речей во славу лидера СК, претендующего вообще на роль "духовного отца нации", начавшись со съезда в Кремле в мае 1998 года и приобретя форму откровенного кликушества и травли инакомыслящих на нелигитимном сборище в Гостином дворе весной прошлого года, всё очевиднее и неотвратимее напоминает то, что происходило 60 лет назад, когда велась ожесточённая и яростная борьба с космополитизмом, позднее приведшая к фабрикации "дела врачей-убийц", которое было признано ложным только после кончины Сталина.
В этом плане михалковская картина "12" иногда до неприличия напоминает вовсе не американский оригинал 1956 года, а советские идеологические фарсы "Суд чести" и "Заговор обречённых". Его же "Предстояние" чуть ли не напрямую перекликается с "Падением Берлина". Ну, а от "Цитадели", выпуск которой вроде как передвинут с осени 2010-го на весну 2011 года (наверно, опять в канун Дня Победы?!), вероятно, следует ожидать аналога "Незабываемого 1919-го".
На самом-то деле, и общественное поведение Никиты Михалкова, и его позднее творчество, пожалуй, в непредумышленной форме как-то прорвавшихся на поверхность маний и фантазмов подсознания свидетельствует о процессе личной агонии этого художника и гражданина, что по невероятной логике синхронности происходящего в отечественном кинематографе и в стране (вспомним и начало 50-х, и середину 80-х) должно бы свидетельствовать также и о подспудно зреющем крахе нынешнего режима, которому осталось в лучшем случае года три.?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ушла к папе. Так рано. "Все, что можно было получить от папы хорошего и плохого, я черпанула полной ложкой. С одной стороны, бешеный темперамент, манеру шутить, острое чувство справедливости. А с другой — собрала все говнище: вздорность, непримиримость, категоричность. Иногда ...
Лидер крымских татар Мустафа Джемилев убежден, что максимальный срок российской оккупации Крыма – 2-3 года. Об этом он заявил в интервью Крым. Реалии. "Срок пребывания оккупантов на нашей земле оценивается от двух-трех месяцев до двух-трех лет. Посмотрим, кто кого. Хотя мне понятно, ...
Вчера днем в одном из самых криминальных районов Бруклина были убиты два офицера нью-йоркской полиции. 28-летний Исмаил Бринсли из Джорджии сначала застрелил свою бывшую подругу в Балтиморе, потом сел на машину и приехал в Нью-Йорк, где решил свести счеты с жизнью. Но вместо того, чтобы пр ...
От души для души     http:/ ...
в целях борьбы со спамом временно введены премодерация записей и модерация на ...