Ни дня без фильма, ни дня без строчки (9 мая)
kinanet — 09.05.2010 Отнюдь не удивляет, что российскому фильму "Одна война" было отказано в государственной помощи со стороны Министерства культуры - зато оно гордо красуется, наряду с "Газпромом" и Фондом поддержки патриотического кино, в титрах картины "Поп" Владимира Хотиненко, просмотренной мною буквально вслед за лентой Веры Глаголевой. Казалось бы, судьбы советских девушек и женщин, ставших не всегда по своей воле во время немецкой оккупации матерями незаконорожденных и фактически проклятых государством детей, столь же заслуживают понимания и милосердия, как и стоическая миссия православного священника, который по-своему пытался в годы войны остаться вне политики и идеологии, но всё-таки с Иисусом Христом, то есть на деле творить добро и проявлять сострадание. Но раж официального религиозного рецидива в нашей стране куда важнее истинного человеколюбия - проще прилюдно бить поклоны и осенять себя крестным знамением, проповедовать всепрощение и призывать к милости по отношению чуть ли не ко всему человечеству, нежели пожалеть и простить нескольких падших, запутавшихся или всего лишь оболганных, не говоря уж о том, чтобы возлюбить их.Достаточно сравнить оценки зрителей, например, на сайте Кинопоиска, которые имеют "Одна война" и "Поп", послушать мнения некоторых профессионалов, вообще не признавших фильм Глаголевой (не случайно, что он даже не попал в номинации отечественных кинопремий), а также вспомнить о раздражении, сопровождавшем появление некоторых современных картин о войне с несколько иным взглядом на события минувшего, допустим, как в "Полумгле" Артёма Антонова, чтобы убедиться, что у нас по-прежнему отдаётся предпочтение героическому и победоносному, пафосному и возвеличивающему, ура-патриотическому и фальшиво духовному, под коим чаще всего понимается демонстративное самопожертвование во имя родины, вождя или самого Бога. Любое стремление человека элементарно выжить во время войны или принести себя в жертву ради собственных близких, а не каких-то неведомых соотечественников, воспринимается почти как предательство, в лучшем случае - в качестве корыстного эгоизма, недостойного желания сохранить свою шкуру. Одна жизнь, как и прежде, когда уничтожались миллионы людей, не имеет особого значения.
Конечно, немаловажно, что "Одна война" создана преимущественно женщинами - начиная от продюсеров, режиссёра и сценаристки и заканчивая исполнительницами пяти главных ролей, среди которых только Наталья Суркова может считаться наиболее опытной актрисой, потрясающе сыгравшей ещё в "Своих", где тоже ведь речь шла о попытке выжить при оккупации. Но когда это предпринимают солдаты, оставшиеся без своей воинской части, или пожилой селянин, подавшийся вовсе не от хорошей жизни в местные старосты, то человеческая правда словно поневоле будет на их стороне. Вот и в "Одной войне" сочувствие большинства зрителей наверняка окажется на стороне хромоногого капитана НКВД, вынужденного приглядывать за женщинами с детьми, которые сосланы на затерянный остров в Ладожье, и даже того хмурого майора, тоже из органов, прибывшего с миссией своеобразной зачистки территории, где непонятно что затевается. Что касается "немецких подстилок" (хотя биографии каждой из них не столь однозначны), то мало кто осмелится и спустя шесть с половиной десятилетий после Победы испытать сожаление и раскаяние - в первую очередь, из-за беспощадной и карающей всех подряд системы, которой некогда да и незачем разбираться в человеческих нюансах и мотивах, поскольку и сами отдельные люди ей глубоко безразличны и вообще незначимы, как мелкие винтики громадной машины.
Оценка - 7,5 (из 10).