Почему взорвался СтарШип Илона Маска?
vsatman888 — 11.12.2020 При всем торжестве момента вчерашнего полета SN8 он завершился финалом, который хотя и восхищающе грандиозен и красив, но предположу , что команда СпейсХ вполне бы пережила и без такого финала, чтобы SN8 буднично плюхнулся на свои короткие ножки, даже бы не очень ровно и остался стоять грязным от оседающей пыли, ожидая , когда его возможно распилят на металл..Но раз финал был Бабах, как минимум следует понять , что же там пошло не так:
Начнем с Повторения которое
а) мать учения и
б) ну ведь просто красиво:-)
Итак, первая аномалия это зеленый цвет факела Рапторов. Огромное спасибо Кириллу ака vakhnenko за вот это фото
это первый признак "что-то пошло не так" или "Хьюстон, у нас проблемы".. В данном случае зеленый это совсем не "цвет надежды", а признак проблем с ЖРД.
Цепочка событий - проблема /отказ одного из трех двигателей, тормозного импульса не достаточно, чтобы снизить скорость снижения до почти 0 (зависания СтарШипа), при котором ножки выворачиваются из под днища и готовы принять на себя вес конструкции, удар о бетон, мгновенная разгерметизация баков, попадание метана и кислорода на раскаленные части ЖРД , пожар и взрыв, но очень короткий, ибо топлива было на "донышке"..
Причину, породившую все проблемы (или одну из них) назвал сам Илон Маск - в баке, который должен был подавать метан в ЖРД давление оказалось слишком низким,
//Fuel header tank pressure was low during landing burn, causing touchdown velocity to be high & RUD, but we got all the data we needed! Congrats SpaceX team hell yeah!!
— Elon Musk (@elonmusk) December 9, 2020
Тем не менее, насколько я понимаю, давление в магистрали общее для всех трех Рапторов, а проблемы возникли только у одного..или двух??Итак имеем варианты
1) должна была быть посадка на трех ЖРД, но один не включился
2) Должна была быть посадка только на 2 ЖРД, но из за малого давления, один или оба ЖРД начали испытывать проблемы , генераторный газ, оказался слишком "кислым" и/или в камеру сгорания попадало мало метана, стехиометрия и режим работы одного или обеих ЖРД нарушился, тяга была меньше расчетной, а температурв в камере сгорания наоборот более высокой (??)..
По поводу зеленого цвета, тут же возникло мнение, что это пара ТЕА/ТЕБ используемая в Мерлинах ..
Надо честно признать, что и я сам сначала "купился" на историю про ТЕА/ТЕБ из Мерлинов на Ф9, но мне тут же читатели напомнили, что она применяется в Мерлинах, а в Рапторах используется "электроподжиг", после изучения ВИКИ, я с этим полностью согласился, честно признав это в своих комментах, что был тут неправ, в отличие от эксперта Смоляра:
Надо отметить, что я будучи по мнению данного "эксперта" "опозоренным" "дураком и глупцом" предпочел увидеть от него не синтаксический разбор русской вики и английских глаголов, а ссылку на то, что в СпейсХ решили в почти серийный двигатель вкрючить для данного полета еще и бачок с ТЕА/ТЕБ, при этом сделав новую дырку в Газогенераторе (!!!!) , в котором во время полета вообще то сотни атмосфер..и не совсем понятно вообще зачем?? ибо это был плановый тест, в котором изначально СпейсХ был готов к аварии...
Горадо более обоснованной выглядит версия уважаемого gholam , изложенная в том же посту уважаемого Кирилла vakhnenko
//Во-первых, зелёные вспышки наблюдаются не при каждом зажигании, как у Мерлина, а довольно редко, и после них двигатель меняют.
Во-вторых, Маск когда его спросили про зеленоватое пламя написал https://twitter.com/elonmusk/status/1092280273599979520 - Green tinge is either camera saturation or a tiny bit of copper from the chamber.
В третьих, Раптор разрабатывают параллельно Старшипу, и это далеко не первый лётный прототип, да и полёт уже как минимум пятый. Даже если принять за данность что систему поджига от Мерлина можно взять и воткнуть в Раптор - нафига это делать для конкретного испытания?
Остается только понять, что это за насыщение камеры (сгорания) или где там медь?? Ведь медь как конструкционный материал никуда не годится, даже древние греки добавляли в нее олово, свинец или железо и получая так более прочную бронзу. Но единственное чем медь хороша это теплопроводность, она лучше других металлов передает тепло. Поэтому наличие в Рапторе каких то медных элементов или сплавов с медью, обеспечивающих эффективных теплоотвод от наиболее термонагруженных частей вполне возможен .
И судя по твиту Маска и имевшимся ранее "зеленым" огонькам при тестах Раторов, после которых их безжалостно снимали с СтарШипа , конструкция Раптора требует тут определенной доработки..
Либо , если дело не в меди, а в таинственном "saturation .", под которым я понимаю стехиометрию то есть соотношение метана и кислорода при горении в камере ЖРД ..
Да тут уважаемый a_nalgin напомнил, что про сатурацию (% содержание кислорода) в эпоху ковида теперь знают все..
Теория говорит нам , что окислителя должно быть чуть меньше, чем нужно для идеального сгорания, может в паре метан кислород при избытке кислорода начинается зеленое свечение?? Не знаю, но неужели все три случая с зеленым свечением были связаны с недостатком метана в Газогенераторе или Камере Сгорания??.
Но точно , есть еще над чем поработать двигателистам СпейсХ , ну а нам в ожидании следующего полета SN9 замирать: получится все на этот раз на 100% или...
|
</> |